NULL

Общество

00:00, 28 апреля 2018

Мир, труд, май

Сейчас первый день мая – это Праздник Весны и Труда. Впрочем, многие из читателей еще помнят, что в советское время он назывался Днем международной солидарности трудящихся.

Людмила ИВАНОВА

«Первомай» появился в ответ на призыв Американской федерации труда стать днем активной борьбы за восьмичасовой рабочий день, с забастовками и демонстрациями по всему миру. Ну а сам призыв был озвучен через два года после событий 1 мая 1886 года. Тогда чикагские рабочие вышли на забастовку и демонстрацию.
Участь трудящихся во многих странах была тяжелейшей: люди работали по 11–15 часов в сутки, каждый шестой ребенок трудился в промышленности, при этом и женщины, и дети за одинаковую работу получали половину мужской зарплаты, а об охране труда никто и не догадывался.
В Российской империи 1 Мая впервые отметили в 1890 году в Варшаве. Затем состоялась маевка в Петербурге. Ну а с 1917 года День солидарности трудящихся стали отмечать открыто.
Радостным, красочным и массовым Первомай стал в советские годы. Недели за две до праздника люди закупали шары, писали транспаранты, вырезали из фанеры и картона голубей, срезали и уносили домой веточки деревьев, чтобы в тепле на них скорее зазеленела листва.
Праздничное настроение подогревалось ожиданием двух выходных, что было редкостью в СССР, чувства единения в колонне демонстрантов, встреч с друзьями, веселых гуляний, обильного застолья. Ну а счастливые обладатели телевизоров могли посмотреть трансляцию шествия из Москвы.
В годы перестройки от всенародного праздника осталось только два выходных дня, а называться он стал куда скромнее – Праздником Весны и Труда. Демонстрации на улицах городов тогда прекратились. Впрочем, с течением времени возобновились снова. Легендарные лозунги «Мир! Труд! Май!» сегодня опять обрели былую актуальность.
И хотя каждый из нас отмечает этот праздник по-своему, всех нас объединяют долгожданная весна, пробудившаяся природа, радость труда, мирное небо и добрые друзья.

____________________________________________________________________________

Не бойтесь «нашествия машин»

Юлия МОСЬКИНА

В «Сколково» выпустили «Атлас новых профессий» – это справочник специальностей, которые к 2030 году безнадежно устареют или, напротив, станут самыми востребованными. Последних в атласе почти в три раза больше, чем доживающих свой век: 186 против 57.

Причина глобальных перемен – «нашествие машин», ну то есть все большее развитие технической сферы, в частности компьютеров.
– Будущее наступает стремительно. К примеру, уже сейчас известна конкретная цена и дата первого вылета в космос «на экскурсию» – он состоится в 2018 году, – говорит тульский бизнес-тренер Анна Гулимова. – Отмирание профессий происходит уже сейчас. За последние годы вполовину сократилась потребность в штатном бухгалтере. Ему на замену пришел сначала аутсорсинг, позволивший удешевить услугу, а затем и вовсе электронные сервисы. Сейчас ими пользуются поголовно все маленькие компании. Сервис устроен таким образом, что внести необходимые данные может даже человек, далекий от этой сферы. Кроме того, множество бухгалтерских услуг стали предоставлять банки. Также в «группе риска» ряд офисных профессий.
Действительно, по прогнозам сколковских специалистов, совсем скоро в прошлое уйдут профессии, связанные с «ручной» обработкой информации и первичным анализом. Короткий век прочат расшифровщикам, переводчикам, документоведам, операторам государственных услуг. Вероятно, по этой же причине станут воспоминанием риелторы и турагенты. Ведь уже сейчас немало интернет-сервисов, позволяющих напрямую купить авиабилет, забронировать место в отеле, снять квартиру или дом. В то же время довольно шатко положение и сложных профессий, требующих долгой скрупулезной подготовки. В список уходящих попали, к примеру, врач-диагност и диспетчер. GPS-навигаторы, все более совершенные с каждым годом, могут лет через 15 «отправить на пенсию» штурманов. Специальные программы заменят летчиков-испытателей. А компьютерная графика в кино уже сейчас настолько хороша, что не приходится сомневаться: профессии дублер и каскадер обречены. Предполагается, что машины смогут заменить также шахтеров и горняков. В обозримом будущем научатся обходиться и без «живых» сотрудников музеев. Если судить по «Атласу новых профессий», роботы смогут заменить экскурсоводов, билетеров и смотрителей залов. Загляните в тульский музей-шлем. Разумеется, группу по экспозиции все еще водит экскурсовод. При этом тот, кто не хочет пользоваться его услугами, почти ни в чем не проигрывает. Мультимедийное оборудование рассказывает и показывает все, что интересно посетителю.
Впрочем, развитие новых технологий приводит не только к отмиранию существующих специальностей, но и к появлению новых. Так, по прогнозам «Сколково», лет через 10 мы не будем мыслить свою жизнь без проектировщика инфраструктуры «Умного дома» или тренера творческих состояний. Очень похоже на правду, потому что уже сейчас описание вакансий на популярных сайтах стали напоминать отрывки футуристического романа. Секретарше уже недостаточно варить вкусный кофе и эффектно смотреться в мини-юбке. Она должна уметь «набросать» план рекламной кампании, найти спикеров для конференции и раскрутить аккаунт в Instagram. Все бы ничего, но быть таким «универсальным бойцом» не учат ни в одном вузе.
– Сейчас все большее значение приобретают метанавыки, то есть навыки, применимые везде. Им не учат в институте, напротив, их там чаще подавляют, – считает Гулимова. – В качестве примера можно привести эмоциональный интеллект – как умение считывать эмоции, сопереживать и вовремя «включать» голову. Также практически каждая вакансия сейчас предполагает умение пользоваться соцсетями и гаджетами, развитые коммуникативные навыки.
Худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, – отказаться осваивать новый функционал. Напротив, можно посоветовать непрерывно «прокачивать» свои умения, обучаться на краткосрочных курсах и в итоге просить больше денег. «Я работаю за четверых – платите мне хотя бы за двоих», – вот слоган работника нового образца.
При этом не стоит всерьез бояться, что машины полностью заменят живых людей. У человека есть то, чему механизмы пока не обучены. Как минимум – умение искать индивидуальный подход, сопереживать, быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах.
Поэтому вполне вероятно, что у всеобщей механизации и компьютеризации есть и обратная сторона: человеческое общение станет редким, а потому бесценным явлением.

___________________________________________________


Часы потехи

Арсений АБУШОВ
Фото из коллекции Владимира ЩЕРБАКОВА

«Мир! Труд! Май!» – это еще и позывные к длительным шашлычно-садовым праздничным дням. Их в этом году будет аж 4! А всего в 2018-м отдыхать от трудов праведных россиянам предложено 118 из 365 дней без учета отпуска, но вместе с субботами и воскресеньями.

Дополнительных же нерабочих праздничных дней у граждан России в этом году 14. С одной стороны, это один из самых высоких показателей в мире. Но вот тут спешим предостеречь от скоропалительных заявлений, мол, русские – ленивые и отдыхают больше других. Неправда это! Дело как раз обстоит с точностью до наоборот. И вот почему.
В году нынешнем нашим соотечественникам предстоит трудиться аж 1970 часов. Ясное дело, что показатель этот год от года разнится, хоть и незначительно. Для сравнения: в 2014-м рабочими были 1985 часов, а в 2015-м – 1978. Много это или мало?
Ответ на этот вопрос дает статистика, которую готовят совместно Международная организация труда и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К сожалению, пока данные есть лишь за 2016 год. Но вот что из них следует: рекордсменом по числу трудочасов оказалась Мексика, где в году люди трудятся 2250 часов. С одной стороны, такие данные стали настоящей сенсацией, ведь представители Латинской Америки снискали репутацию тунеядцев. С другой – удивительного тут мало, ведь эта страна ежегодно выпускает невероятное количество «мыльных опер», которые так любят смотреть в России. А если серь­езно, то, по данным справочника-альманаха TheWorldFactbook, самыми приоритетными отраслями в Мексике считаются сфера услуг, промышленный сектор и сельское хозяйство. Впрочем, рейтинг ОЭСР еще немало мифов развеивает. Но об этом – чуть позже.
Следом за мексиканцами славу неуемных тружеников снискали жители Коста-Рики – государства в Центральной Америке площадью, не превышающей размеров двух Тульских областей, и Южной Кореи с на­цио­наль­ными рекордами – 2230 и 2110 часов соответственно.
А вот меньше всех, почти вдвое против мексиканцев, – о ужас! – вопреки веками складывавшемуся стереотипу, трудятся жители Германии: всего 1370 часов в год. Получается, что рабочая неделя среднестатистического немца немногим дольше 26 часов. При этом в стране, где ценят порядок, одни из самых длительных отпусков – в 30 дней. Плюс девять общегосударственных праздников и дополнительные ре­гио­наль­ные праздники, устанавливаемые властями федеральных земель.
Греки же – лодыри в общеевропейском представлении – на самом деле весьма трудолюбивы. По времени, проведенному на работе, «нос утрут» многим другим народам Старого света. Они ежегодно трудятся по 2040 часов. Но, дабы не пасть жертвами трудоголизма, граждане Греции на законных основаниях дополнительно к еженедельным выходным дням не работают 18 дней в году: столько в стране красных дней календаря – государственных праздников.
Жители США, имея в арсенале 1790 рабочих часов в год, расположились в середине списка из 38 государств. Еще одно неожиданное открытие, способное отправить в утиль все шаблоны, – японцы далеко не так трудолюбивы. Жители Страны восходящего солнца оказались лишь на 17-й позиции с 1752 трудочасами. А вот Россия заняла шестую строчку в топе самых работающих наций в мире. Комментарии тут вроде бы и излишни, если не брать во внимание тот факт, что на одном трудолюбии далеко не уехать. Важнее обратить внимание на такой параметр, как эффективность труда.

______________________________________________________________________


Лидия Зайцева, 68 лет, Новомосковск:
– Я из того поколения, для которого Первомай был настоящим праздником. Еще в апреле мы с подружками наламывали веточек березы или липы, ставили в воду, чтобы к 1 Мая на них появились нежные клейкие листочки. Ведь климат тогда был иным, деревья и кустарники распускались позднее, так что зелененькие веточки были настоящей экзотикой.
Из тонкой белой бумаги на уроках труда в школе нас учили мастерить белые цветы, их тонкой проволочкой следовало закрепить на веточках. Композицию могли дополнить маленькие алые флажки с надписью «1 Мая». А вот разноцветные воздушные шары детворе нашего поколения были еще недоступны.
На демонстрацию шли радостные, нарядные, песни пели. Взрослые несли флаги и транспаранты. А потом все собирались за праздничным столом – у себя или в гостях. Выставляли немудреные блюда – холодец, винегрет, селедочку под лучком и растительным маслом, жареную курицу или котлеты. Хозяйки обязательно пекли пироги с разными начинками, и их аромат – аромат праздника – разносился по улице от дома к дому.
Теперь уже на демонстрации не хожу – здоровье не позволяет. Но ощущения праздника остались. Обязательно стараюсь к Первомаю вымыть окна, сделать уборку и напечь пирогов, чтобы порадовать детей и внуков.

Вячеслав Чуйков, 62 года, Тула:
– Для нас, студентов Тульского политехнического, комсомольцев, участие в демонстрации было обязаловкой, но довольно приятной. Перед ее началом надо было получить флаги и транспаранты, а потом всучить кому-нибудь все это великолепие, так как желающих тащить атрибуты праздника находилось мало. Главным было побыстрее пройти перед трибунами, а потом – в парк или за город, «на зеленя», на пикник – с вином, гитарами и симпатичными однокурсницами. Если, конечно, родители не отловят тебя и не утащат на дачу. Вот там, с лопатами и граблями в руках, начинался настоящий праздник весны и труда, поскольку за первые майские выходные огород надо было вскопать, а на 9 Мая непременно следовало посадить картошку!

Андрей Кислов, 32 года, Щекино:
– Не скажу, что участие в демонстрации – это была каторга, принудиловка и все шло не от души. Не знаю, как в больших городах, но в нашем провинциальном Щекине это был праздник, который воодушевлял. Каждый шел со своей колонной – с родным заводом, рабочим коллективом, школой. На всю площадь разносились праздничные поздравления и слова о том, какие достижения имеются у того или иного предприятия. Денег людям это не приносило, но ведь далеко не все измеряется деньгами. Человеку важно ощущение причастности к большому делу, необходимо понимать, что твой труд полезен родному городу, стране. Когда результаты твоей работы принародно получают высокую оценку, а не просто теряются в кипах отчетов, это дорогого стоит и воодушевляет на дальнейшие свершения.
А вообще для меня Первомай – это не только праздник труда, но и праздник зарождающегося тепла, весны.

Елена Король, 52 года, Донской:
– На демонстрацию 1 Мая маленькой девочкой я ходила с мамой и папой. Помню, у мамы был необыкновенной красоты белый плащ с погончиками, она его из Москвы привезла, из ГУМа. А папа, как и все мужчины, шел в выходном костюме, нарядной сорочке и при широком полосатом галстуке. Чтобы было лучше видно, отец сажал меня на плечо, и я радостно размахивала связкой разноцветных воздушных шаров, которые резвый весенний ветерок все норовил вырвать и унести в высокое голубое небо.
Эмоции, которые тогда испытывала, были непередаваемыми, изнутри просто распирало от счастья! Почему? Теперь уж и не понять. То ли нас так идеологически обрабатывали прямо с пеленок, то ли это была чисто детская безоблачная радость – оттого что весна и скоро лето, тепло, праздник, мама и папа рядом, а потом еще и к бабуле с дедулей пойдем, и там соберется вся большая родня. Будет вкусно и весело, взрослые непременно станут петь песни – и русские народные, и украинские…

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему