Общество

10:47, 03 декабря 2021

«Немодно ходить в том, что тебе неудобно. Немодно одеваться не в соответствии с ситуацией: гулять с собакой по чернозему в платье и на шпильках странно, равно как и ходить по парку зимой с обнаженными и обмороженными щиколотками фиолетового цвета»

Снимите это немедленно. Или наденьте. Или немножечко поносите, а потом отправьте на помойку. Купите. Продайте. Сходите к стилисту. Разберите гардероб. Способов и призывов следовать за стремительно стареющей дамой по имени «мода» сегодня масса. Вот только стоит ли слепо подчиняться каждому из них? И кто у кого находится в подчинении – модник у моды или все же наоборот? Об этом в рамках проекта Art-talk в тульском филиале Государственного исторического музея вместе с жителями областной столицы размышляла искусствовед, исследователь моды, эксперт по психологии стиля Полина Уханова.

– Полина, кто, по вашему мнению, на кого влияет – общество на моду или мода на общество?

– Мода – самый гибкий ген материальной культуры. Сама по себе она ничего не навязывает, но быстрее всего реагирует на то, что происходит вокруг. Не создает пространство, а подстраивается под него.

Форкастинговые агентства анализируют тенденции, «предсказывают», что будет актуально в будущем. Просчитывают все на годы вперед, поскольку модная индустрия очень денежная и затратная. Людям кажется, что они только начали о чем-то говорить, а у дизайнеров уже коллекции готовы…

– А кто решает, что мы должны носить в новом сезоне? Какой фасон, цвет…

– В наши дни нет жестких рамок. Да, институт цвета Pantone регулярно придумывает новые решения. Но, строго говоря, к ним немало претензий. Потому что чудесным образом выходит так, что носят не то, что предсказывали его специалисты…

Сегодня мода очень разнообразна. Нельзя абсолютно уверенно сказать, что девочка Маша одета правильно, а девочка Даша нет. В моде скорее не конкретные вещи, а общие течения. Например, комфорт. Но для одних – это толстовка, джинсы и распущенные волосы. Для других – свободное, романтичное платье.

Второе направление – гендерное равенство, когда нет жестких ограничений: это разрешено носить только мужчинам, а другое – женщинам.

Плюс в последние годы в моду возвращаются тренды всей второй половины XX столетия. Отчасти потому, что мода стала очень быстрой. Дизайнеру, творцу, художнику за год необходимо выдать шесть коллекций. Естественно, он не успевает каждый раз придумывать что-то новое, ни на что не похожее.

– Есть какие-то критерии стиля, о которых нужно помнить всем модникам?

– Скорее – тренды. Немодно чрезмерно подчеркивать свою сексуальность. Немодно ходить в том, что тебе неудобно. Немодно одеваться не в соответствии с ситуацией: гулять с собакой по чернозему в платье и на шпильках странно, равно как и ходить по парку зимой с обнаженными и обмороженными щиколотками фиолетового цвета.

– Но, сколько бы мы ни говорили о моде, всегда по тем же паркам всегда будут гулять леди в леопардовых лосинах?

– Здесь тонкий момент. Вот нам с вами леопард не нравится. Мы можем его считать безвкусным. Но эту леди он вполне устраивает. Другое дело – она не понимает, что ее внешний вид влияет на то, как ее воспринимают. Хорошо, если она осознанно надевает эти самые лосины, чтобы выделяться в толпе. Для кого-то такое истероидное привлечение к себе внимания – необходимость, образ жизни.

А если нет… В этом случае должна идти осознанная работа, диалог с собой. Что мне дает этот столь мною любимый леопард? Уверенность в себе? Или я просто в девяностые увидела его в палатке на рынке и по привычке уже 30 лет в нем хожу?

В итоге те, кто хотят измениться, изменятся.

– Кто поможет измениться? Умная книга, психолог, стилист?

– Во-первых, конечно, книги.

Во-вторых, очень важна насмотренность: я – идеолог выставок и музеев.

К психологу тоже можно, но это скорее с личными вопросами разбираться.

А вот постоянно ходить к стилистам я бы не рекомендовала. Многие из них одевают клиентов «в себя». В 95 процентах случаев человек просто становится копией стилиста. И совершенно не обязательно ему это подходит...

Ну а некоторые рекомендации людям просто навязываются. К примеру: «У вас драматический типаж, поэтому нужно носить исключительно «драму». Может, человеку этого не хочется совсем, и в душе он мечтает о романтичном образе. Или спортивном. А ему советуют рисовать жирные стрелки и носить латекс.

Отталкиваться правильнее от собственных ощущений, от личного комфорта. Для себя нужно ответить на вопросы: «Кто я? Как я себя сегодня чувствую? Что хочу сказать миру? Какая одежда и аксессуары помогут мне максимально правильно донести это послание до окружающих?»

– Как часто нужно обновлять гардероб? И нужно ли его обновлять?

– Я за осознанное потребление. Fashion-промышленность занимает второе место в мире по загрязнению окружающей среды, а из десяти вещей девять через год оказываются в помойке…

Сейчас развивается и будет развиваться осознанный подход, когда вы формируете базовый гардероб в зависимости от образа жизни, интересов, круга общения. Это должны быть максимально качественные вещи – инвестиции в гардероб. Их мы обычно носим очень долго. А обновляться и освежаться можно за счет аксессуаров.

И совершенно необходимо перед очередной покупкой задавать себе вопросы: «Действительно ли мне это нужно?». Если ответ примерно такой: «Я хочу купить эту вещь потому, что сейчас ноябрь, мало солнца, и мне необходимо чем-то себя порадовать. И пусть я не ношу розовый, но эта яркая кофточка сегодня станет для меня лучом счета», быстро возвращайте вещь на вешалку.

– А может ли настать такой момент, что мода окажется неинтересна для людей? Да и не нужна им…

– Сложно строить такие долгосрочные прогнозы. Не думаю, что когда-нибудь эта тема сможет полностью исчезнуть из повестки дня. Потому что как ни крути люди друг друга оценивают в первую очередь по внешнему виду.

За примером можно обратиться к колористике. Изначально она занималась изучением того, как цвет влияет на нас и окружающих.

Хочу я взбудоражить людей – выберу определенное сочетание цветов. Хочу успокоить – пусть будет другое. Кстати, доказано, что total look, когда ты весь в одном цвете, – гармоничное, приятное сочетание. Кроме того, окружающие воспринимают человека, выбравшего одну цветовую гамму, как одетого дороже, чем окружающие.

Есть и другие исследования, которые говорят, что, если изначально при помощи неверного выбора одежды, цвета вы дали неправильный посыл о себе, его практически невозможно изменить. К примеру, придет устраиваться на работу девушка, одетая, как кукла, во все розовое. И при этом заявит, что она – доктор наук. Воспринимать ее как ученого вряд ли станут. И по карьерной лестнице в этом направлении она вряд ли поднимется. Потому что ее образ не будет коррелироваться с пусть и неправильным, но устоявшимся представлением о том, как должен выглядеть доктор наук.

Мадлен Олбрайт была госсекретарем США в конце девяностых. Естественно, эта должность позволяет носить только деловые костюмы без каких-либо вариаций на тему. Но ей было интересно привносить что-то новое. И тогда она обратила внимание на броши: на каждое мероприятие надевала разные. В итоге люди стали пытаться считывать, что она имеет в виду, выбирая тот или иной экземпляр из своей коллекции. Она могла приколоть брошь-ромашку. Или брошь – американского орла с гигантскими когтями. Смысл ведь совсем разный… Вот так Олбрайт пыталась сказать миру, о чем думает. Но красиво и корректно. А представьте, если бы она в ярко-розовом костюме пришла… Какое было бы впечатление?

– Какие тенденции сохранятся в моде в ближайшие годы?

– В первую очередь, экологичность. Вещи, которые можно переработать, украшения из самых необычных материалов, перешитые вещи, винтаж, секонд-хенды.

Второе – осознанное потребление. Стоит ли покупать двадцать пятые джинсы или нет?

Гендерное равенство. Многие опасаются, что мужчины резко переоденутся в юбки. Но такого не произойдет. Гораздо больше от этого тренда выигрывают представительницы прекрасной половины человечества, с удовольствием надевающие джинсы и брючные костюмы.

И, конечно, индивидуализм. Тренд, который «как я себя чувствую, так я и выгляжу».

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий