Общество

18:11, 11 ноября 2015

Мосальские леса приоткрывают тайны

 Сергей МИТРОФАНОВ
 из архива
     «Тульского Искателя»

Следопыты региональной общественной молодежной поисковой организации «Тульский Искатель» продолжили этой осенью обследование полей и лесов на территории Калужской области, где в период Великой Отечественной войны происходили тяжелые бои. Энтузиасты обнаружили в Мосальском районе место падения советского штурмовика Ил-2, а также воронку, в которой лежали останки 38 солдат и офицеров Красной армии. О том, как проходила экспедиция, в интервью «ТИ» подробно рассказал руководитель объединения Сергей Бочин.

– Уже не первый год наши земляки выезжают в Мосальский район и не первый раз находят там и павших воинов РККА, и фрагменты различной военной техники. Тем не менее тема давно минувшей войны до сих пор не закрыта – земля там все еще хранит множество тайн «сороковых роковых». Как в этот раз вы наткнулись на останки бойцов?
– В экспедиции принимали участие не только туляки, но и представители Киреевского, Веневского, Щекинского, Ясногорского районов, а также Москвы и Вязьмы. Яму с погибшими нашли очень интересным образом. По рации часа в четыре ребята передали, что обнаружили на краю поля бронелисты самолета Ил-2. Я и поисковик Михаил Власов поехали посмотреть.
Прибыли на то место, когда ребята уже извлекли фрагменты из земли. Мы с Мишей решили с металлоискателем обследовать то поле, прошлись по нему, но прибор больше ни на что не среагировал. Бронелисты тем временем повезли в лагерь, а мы ждали, пока нас с Власовым заберут туда вторым рейсом. И тут мой напарник говорит: «Смотри, какой любопытный лесок – голое ровное поле, а посреди него небольшая посадка. Странно, почему это место не запахано? Почему трактористы его объезжают стороной?»
Решили пройтись по этому лесочку. Видим – две воронки. Опускаем прибор в одну – тишина. А во второй металлодетектор-глубинник подал сигнал. Как потом выяснилось, прибор среагировал на противогазные коробки. Когда начали раскапывать, уже стемнело, а все еще осложнялось тем, что в этом месте упало дерево, и все было переплетено корнями. Включили налобные фонари, благо взяли их с собой. Миша заявил: «Не успокоюсь, пока не докопаю и не пойму, на что же сработал прибор». В итоге сломали одну лопату. Кое-как ее починив, продолжили. Тут подъехал еще один поисковик, Алексей Бодров. Копали вместе, долбили корни, в итоге наткнулись на лобную часть черепа. Поняли, что в воронке лежит боец. Решили приехать сюда на следующий день, потому что очень уж мешало великое множество корней сантиметров 10–15 в диаметре. На следующий день прибыли большой группой поисковиков с бензопилой, продолжили раскопки. В итоге потом оказалось, что боец, которого мы обнаружили накануне вечером, лежал на глубине около полутора метров. Потом яму стали расширять. Показались останки... Еще несколько раз мы выезжали на это место, обнаружили 38 бойцов, у многих при себе были заполненные медальоны. Один из солдат лежал на глубине всего 6–10 сантиметров, практически под дерном.
– Какие предметы находили вместе с останками?
– Отмечу, что обнаруженные нами красноармейцы были очень хорошо экипированы. Практически у всех имелись противогазы или сумки от них – находили много противогазных пряжек. У одного даже была то ли галоша, то ли часть общевойскового защитного комплекта. И все лежали в шинелях. Еще интересный момент – у некоторых на конечностях было что-то вроде ремешков. Мы сначала подумали, когда первого бойца подняли, что это часы. Потом пригляделись – а ремешки резинотканевые. Скорее всего, это жгуты. Они у кого на руке, у кого на ноге были. Видимо, бойцы получили ранения, их перевязывали, приспособив для этого лямки от лыжных креплений… А из обу­ви встречались валенки. Несколько гранат нашли, штык и магазины от самозарядной винтовки Токарева, мундштук, зеркальце, фрагмент ложки – черпало, ключ с надписью на английском языке, деревянный спичечный коробок, а в нем что-то вроде капсюлей, наборы для чистки винтовки Мосина. Монетки советские практически при каждом были. Удивили мосинские патроны, почему-то забитые в ленту для немецкого пулемета. Видимо, кому-то их было так удобно транспортировать. Вообще состояние металлических предметов в основном плохое. Иные не поддаются идентификации.
– Есть ли какие-то предположения по поводу причин гибели этих бойцов?
– Мы нашли очень много перевязанных солдат. Как версия – они были ранены и им оказали помощь прямо на поле боя. Затем немцы выбили наши части с этого места – и ребята просто замерзли. Потому что в других условиях никто пострадавших на произвол судьбы не бросил бы. Версию насчет того, что павших мог хоронить наш медсанбат, не рассматриваем, потому что при бойцах есть противогазы, шинели, а обычно снаряжение и обмундирование снимались с тел, поскольку армия испытывала практически во всем острый дефицит.
Есть и другие предположения. Погибшие лежали странно: где-то ровненько рядочком, а кто-то головой к краю воронки... Либо немцы заставили местных жителей переносить тела и быстро хоронить, либо уже после окончания боевых действий убитых хаотично сваливали в яму. Пока сказать точно, что же произошло здесь, крайне сложно.
– Удалось ли прочитать вкладыши в солдатских медальонах?
– Да, уже в Туле, в молодежном патриотическом центре «Юнга» имени В. Ф. Руднева, мы вскрывали некоторые солдатские медальоны при помощи пинцетов, специальной ванночки с водой, игл и других приспособлений. Я, Алексей Бодров, Олег Золотарев, Евгений Боравлев, Анастасия Карпова и другие представители «Тульского Искателя» один из медальонов прочли сразу, а над другими «колдовали» долгое время, пытаясь разгадать выцветшие надписи и сопоставляя их с данными ресурса www.obd-memorial.ru. Из небытия удалось вернуть имена нескольких красноармейцев.
Среди них – Иван Павлович Птицин, 1904 года рождения, призывался из Курской области и пропал без вести в начале 1942 года. Василий Иванович Соседов, 1916 года рождения, призывался Уваровским райвоенкоматом Тамбовской области, также числится пропавшим без вести. И санинструктор Сергей Максимович Алхамов из села Уколица Ульяновского района Орловской (ныне Калужской) области. А также прочли ряд других медальонов, сейчас ведем активный поиск родственников погибших.
P. S. На днях поисковики завершили раскопки в воронке, обнаружив в ней останки еще 11 бойцов. Таким образом, всего в ней лежали 49 воинов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий