Общество

00:00, 14 апреля 2018

Мой отец – Александр Белов!

Сергей Белов

13 апреля этого года моему отцу – социологу, журналисту, писателю Александру Георгиевичу Белову – исполняется семьдесят! Несмотря на свой пятнадцатилетний официальный журналистский стаж (а так-то уже тридцатипятилетний), писать статью про самого близкого человека не так-то просто. Но я попробую!

Для меня Александр Белов – мой первый настоящий учитель русского языка и литературы. Первый авторитетный журналист. Первый преподаватель диковиной тогда науки – социологии. Я хорошо помню его рассказы о первых шагах прикладной социологии в нашей стране. Тогда еще – в СССР.
– 1991 год. Январь. Москва. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Первый, столь долгожданный съезд социологов СССР. Тогда со всей огромной страны, включая Прибалтику, Среднюю Азию и Закавказье, нас собралось несколько сотен человек. Это была первая и, к сожалению, последняя встреча представителей Советской социологической ассоциации, на которой давалась оценка и только что случившимся событиям в Вильнюсе, и предстоящему через два месяца референдуму о сохранении СССР.
Но это не единственная научная любовь отца. Он продолжает.
– Признаюсь, что, пожалуй, еще со студенческих лет мне даже больше была близка психология. Я был совсем зеленым социологом, и меня буквально переполняли полученные в институте, библиотеках и в непосредственном живом общении знания по психологии личности. Недаром первой пробой пера стал подготовленный за два праздничных дня обзор «Типология людей науки», который весьма высоко оценили в академическом Институте социологии и сразу предложили стать там соискателем. Вскоре последовала еще одна научно-популярная работа «Познай самого себя, или Кое-что о темпераменте». Спустя некоторое время, когда уже служил в армии, узнал, что ее опубликовал неслыханным сейчас тиражом в 600 000 экземпляров популярный тогда журнал «Знание – сила». Можно сказать, что с разработки «формулы темперамента» в самом начале 70-х годов и стартовала моя жизнь в науке. Далее диссертация, защита в Москве в год смерти Брежнева.
Мне тогда было 10 лет, и я хорошо помню тот период, когда отец готовился к защите. Те, настоящие, а не списанные или купленные диссертации дорогого стоили. Время. Силы. Нервы. Бесконечный стук пишущей машинки «Роботрон», непонятные слова «автореферат», «предзащита», «белые шары». Наконец, строгий «ВАК» и долгожданное утверждение спустя почти год после успешной защиты при полном отсутствии «черных шаров». Но дадим слово юбиляру.
– В местные газеты я писал заметки и статьи еще со студенческой поры, пробовал даже устроиться по окончании института в «Молодой коммунар». Не вышло – и слава богу. Только двадцать лет спустя, набравшись жизненного опыта и попутно набив шишек, во второй половине февраля 1991 года, я пришел уже по приглашению в только что созданную газету «Тульские известия». Тогда было время надежд и позитивных перемен.
Никогда не забуду 5 мая того же года, когда журналисты в последний раз отмечали День печати, что называется, по старому стилю. Сам праздник проходил в клубе «Туламашзавода». Все были радостные и оживленные, шли оттуда босиком по лужам после майского дождя и попеременно, а главное – от души, выкрикивали какие-то здравицы: «Да здравствует лучший обозреватель! Да здравствует лучший корреспондент!». Потом собрались дома у жившего неподалеку в Заречье первого редактора газеты Александра Гелиодоровича Ермакова (светлая ему память!) и сидели там далеко за полночь.
Тогда практически в каждом номере ежедневной газеты была моя статья, и поэтому приходилось пользоваться несколькими псевдонимами. Темы самые разные: демография и социальная сфера, экономика и статистика.
Помню, отец приносил домой все без исключения номера газеты, ведь Интернета тогда не было. Да он и сейчас покупает печатные версии газет. Привычка? Некоторые статьи, кстати, он читал нам дома накануне их выхода. Проверял реакцию. Продолжим.
– Однако времена менялись. Не быстро, конечно, но менялись. В результате все больше моих статей не находило выхода на страницах газеты, а оказывалось на задворках редакторского стола. Сейчас искренне благодарен, что я ушел, или меня ушли, из газеты. И зла ни на кого не держу. Для меня открылся новый мир, появились новые возможности для интересной работы. Работа над книгой – совершенно уникальный, творческий труд.
Тут с ним нельзя не согласиться. За последние 10–15 лет отец написал около сорока книг и брошюр. Самым значимым (на сегодня) его трудом, несомненно, стоит считать книгу «Главный конструктор стрелково-пушечного вооружения В.П. Грязев», за которую он недавно получил в Москве на­цио­наль­ную литературную премию «Щит и меч Отечества–2017». «Еще и правнуки будут читать», – так говорят в нашей большой и дружной семье. О своей работе на литературной ниве отец говорит с особой любовью.
– Мне очень близки жизненные истории людей, которые непосредственно связаны с Тульским краем. Подлинные Герои, которые прославили Россию или на военном поприще своими ратными подвигами, или доблестью трудовой.
А для нас, Беловых в пятом поколении, старейший представитель рода – Александр Георгиевич Белов – наш настоящий Герой. А еще муж, отец, дедушка, наставник, тренер, учитель, целитель, социолог, журналист, писатель и, конечно, мой отец.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему