Общество

10:57, 13 декабря 2021

Мундиры, баяны и опасное железо. Что происходило в Тульской области после того, как врага отогнали от стен Тулы?

«Сообщаю, что на территории Узловского района, по обеим сторонам Воронежского и Орловского шоссе вплоть до Тулы и к реке Упе возле города Тулы имеются большие минные поля и снаряды, которые в настоящее время с таянием снега обнаруживаются». 

Мы привели выдержку из рассекреченного документа за апрель 1942 года, составленного майором милиции Пичугиным на имя секретаря обкома партии Жаворонкова и начальника гарнизона областного центра Овчинникова.

А ведь и правда: редко кто задумывается о том, а что же происходило в нашем регионе после того, как гитлеровцев отогнали от стен оружейной столицы? 

Scannen0022.jpg

На снимке: немецкие войска на подступах к Туле

А было вот что. «На местах специалистов про разминированию нет, – информировал Пичугин. – Лица, командируемые от штабов воинских частей и подразделений по сбору трофейного имущества, этим не интересуются, а выбирают необходимые для своих частей велосипеды, мотоциклы, машины. Оставшиеся в земле взрывчатые материалы вызывают несчастные случаи среди населения». И далее приводятся примеры: 6 апреля на дороге у Воронежского шоссе рядом с Тулой наехали на мину и подорвались работники Крапивенской больницы Оглиблин, Грибанова и Пантюхин, возвращавшиеся из командировки. «7 и 8 апреля 1942 года на территории Узловского района от разрыва мины убито и ранено 4 подростка, – констатировал милиционер. – Было еще несколько случаев ранений. Прошу вашего содействия в высылке специалистов по разминированию в указанные выше места».

_19A6398.JPG

На снимках: война оставила в тульской земле так много боеприпасов, что и по прошествии 80 лет их продолжают находить в огромном количестве

 

IMG_6092.JPG

А после боев 1941 года на полях и в лесах чего только не осталось. В фондах Государственного архива Тульской области хранятся отчеты о найденных трофеях. Так, только в Кимовском районе по состоянию на 24 марта 1942-го было собрано, а потом переправлено на фронт 13 вагонов (!) снарядов, мин, патронов; на склады или на передовую ушли 8 тяжелых орудий и одно противотанковое, танк, миномет, 265 винтовок, 6 сигнальных пистолетов, 25 клинков, советский самолет И-15, дюжина ломов, 458 бензиновых бочек, 149 грузовиков и легковушек, 4 германских мундира, пара баянов…

А в октябре 1942-го уже известный вам майор Пичугин докладывал о досадных ЧП с участием детворы. Например, 3 мая туляки Володя Умнов (1929 года рождения) и Лев Матюхин (1930 г.р.) где-то обнаружили капсюль гранаты и принесли в дом №44 по улице Октябрьской, где жил Лева. Там мальчишки принялись разряжать находку. Взрыв! Оба пацана получили тяжелые ранения.

А 22 мая туляк Расчеткин (1928 г.р.) принес во двор дома №2 по улице Пушкинской противотанковую гранату. Ее он положил на землю, а сам залез на крышу и стал кидать в боеприпас камни. Прогремел взрыв, мальчик погиб. Сколько лет уж прошло, как отгремели бои за Тулу, а смертоносное железо то и дело дает о себе знать. Вот и 11 ноября взрывотехниками был обезврежен очередной «сюрприз» – артиллерийский снаряд калибра 76 мм, обнаруженный в областном центре по проезду Некрасова.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА и из личной коллекции автора

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий