Общество

09:42, 05 октября 2018

Музей на станции

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ

Паровозный гудок разбудил городок – звуки, так непохожие на привычные сигналы современных поездов, издает раритет выпуска начала 50-х годов прошлого века. Это П-36 – пассажирский паровоз, получивший прозвище Генерал за характерные красные полосы-лампасы по бокам. Он прибыл в Плавск на одноименную железнодорожную станцию, возвещая о торжественном ее открытии после реконструкции.

Железнодорожники здесь модернизировали вокзальный комплекс: к входам в здание пристроили пандусы, на территории установили новую систему освещения, знаки безопасности, скамейки, обновили платформы...

На перроне яблоку негде упасть. И это неудивительно. Событие по-настоящему масштабное. Приурочили его к 150-летию железнодорожного сообщения между Тулой, Орлом и Курском.

– Строительство железнодорожной ветки Тула – Орел – Курск было начато по указу императора Александра II, а ее ввод в эксплуатацию дал мощный импульс развитию Тульской губернии. Во второй половине XIX века появились такие станции, как Ясная Поляна (ранее Козлова Засека), Щекино (ранее Ясенки), Лазарево, Плавск (ранее Сергиевское), Горбачево, Скуратово и Чернь, – перечисляет главный инженер Московской железной дороги ­Сергей Вязанкин.

Станция Плавск – как раз ровесница железнодорожного направления: здание вокзала, по которому можно историю страны изучать, было возведено в 1868 году. Прежде чем получить имя населенного пункта, эта остановка называлась и Сергиевская, и Паточная – неподалеку от нее находился маленький паточный завод. Лишь с 1949 года, когда сельское поселение Плавское стало городом Плавском, такое же название присвоили и станции.

Здесь часто бывали Лев Толстой и Иван Тургенев, а во время Гражданской войны именно в этом здании находился штаб Южного фронта большевиков.

– 3 октября 1919 года сюда как члена реввоенсовета направили Иосифа Сталина. Тогда здесь была разработана директива разгрома армии Деникина, суть которой сводилась к тому, чтобы идти на врага не по Дону, а через промышленные центры России, где у большевиков была мощная поддержка пролетариата. И этот план увенчался успехом, – рассказывает заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко.

Теперь вокзал на станции Плавск – музейно-исторический комплекс. Телетайп, печатная машинка, шинель железнодорожника и даже тачанка с пулеметом 1919 года: экспонаты в экспозиции – сплошь подлинники. Им в здании отвели аж два помещения, а в центральном зале установлен бюст летчику, дважды Герою СССР, уроженцу Плавска Борису Сафонову.

– Появление таких комплексов способствует развитию железнодорожного сообщения между регионами России и, несомненно, дополнительно привлечет туристов в нашу область,– подчеркивает заместитель губернатора ­Сергей Егоров.

Плавск – это 8-я станция-музей на Курском направлении и 14-я, открытая в Тульской области. А первой была Ясная Поляна в 2001 году. Затем – Скуратово, Чернь, Ясногорск, Жданка, Венев… Помогают в реализации таких проектов как ведущие предприятия региона, так и индивидуальные предприниматели, за что железнодорожники всех благодарят. И обещают работу продолжать: их задача – преобразить, привести в порядок каждую станцию в Тульской области. В следующем году придет очередь станции Горбачево.

Станции-музеи, можно сказать, «изюминка», «фишка» именно Тульского края. Потому следующим летом, как анонсировал главный инженер МЖД ­Сергей Вязанкин, Всероссийская ассамблея начальников железных дорог будет проходить в нашем регионе.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему