Общество

16:17, 20 января 2017

Народное – значит подлинное

«Для наших сотрудников настоящим чудом стало исполнение давней мечты: мы смогли создать фольклорно-этнографическую студию «Дом», планы о которой вынашивались уже давно», – рассказал руководитель Тульского областного центра народного творчества Алексей Ченцов.

 Марина ПАНФИЛОВА
 Из архива центра народного творчества

Семь я
Фактически центр – это методическая структура для работников ДК, а студия «Дом» – экспериментальная площадка. Ведь нельзя рассказывать представителям муниципалитетов, как надо работать, но самим быть только теоретиками.
«Дом» создавали общими усилиями: полгода назад народные мастера, умельцы, специалисты по фольклору набрали в студию две группы детей – от 3 до 6 лет и от 7 до 9 – и стали заниматься с ними. Теперь здесь учат лепить из глины, играть на балалайке и гармони, работать с тканью, разучивать старинные народные песни, танцы, обряды.
– Постоянно рождаются все новые идеи, был составлен календарь праздников, в соответствии с которым ребятам рассказывают о том, как жили в старину на Руси, – пояснил Алексей Юрьевич.
Впрочем, идеи специалистов центра захватили не только детей, но и их родителей, а также бабушек и дедушек, которые приводят сюда своих наследников. Одна из мам назвала эти занятия ликбезом, благодаря которому у всех появилась возможность лучше узнать о прошлом своего народа.
Название «Дом» стало ключевым: сюда стремятся как в родные стены. Втягивать представителей старшего поколения в занятия специалисты центра стали сознательно: раньше ремесленные традиции соблюдались всей династией.
– Чем занимались наши предки вечерами? Взрослые пряли, ткали, валяли валенки, а дети, поначалу играючи, а потом всерьез, постигали основы ремесел, – отметила специалист Валерия Ситникова, преподающая курс народной культуры. – Когда у нас проходят занятия и ребята мастерят простейшие поделки, родители усаживаются рядом за столы, начинают повторять и… втягиваются! Сегодняшний темп жизни не располагает к ремеслам и рукоделию, но видно, что людям этого не хватает: с такой радостью они творят.
– Порой родители настолько увлекаются, что приходится полушутя, но отбирать у них балалайки – чтобы ребята смогли позаниматься, – рассказала специалист по фольклору Светлана Арчакова. – И самое главное – здесь у пап и мам наконец появляется возможность позаниматься со своими детьми: дома зачастую бывает некогда.

Вертепное представление
Его решили устроить к Рождеству, как исстари велось, когда по домам ходили колядовавшие и рассказывали историю рождения Иисуса: как пастухи и волхвы увидели Вифлеемскую звезду, а царь Ирод устроил избиение младенцев, дабы уничтожить Спасителя. В финале спектакля злодея забирают в преисподнюю черт и смерть – добро побеждает.
«Кукол было показано полторы дюжины, и кончилось все до ужина», – на такой веселой ноте завершается представление, которое дети смотрели затаив дыхание.
Все 18 кукол-персонажей народными мастерами РФ выполнены просто филигранно. Разнохарактерные лица со скульптурной четкостью из мягкой древесины березы и липы вырезал Александр Федоров, а расписала Алла Гончарова.
Костюмы, соответствующие эпохе, создали Наталья Ченцова и Галина Чекина. Они же делали декорации, создавали овечек, звездочки, которые в нужный момент вспыхивали на небосклоне. В итоге получился настоящий кукольный театр. Возможно, потом здесь будут разыгрываться какие-то другие спектакли...
А после вертепного представления ребята пошли колядовать по кабинетам, как раньше ходили наши прабабушки и прадедушки по дворам, пели припевки, которым их обучили на занятиях, а хозяйки награждали пришедших сладостями. Потом все вместе уселись за чаепитие с полученными гостинцами, да не с электрическим чайником, а вокруг настоящего жарового самовара.

Своими руками
– Конечно, сразу оторвать детей старшей группы от соцсетей невозможно, и на занятиях по фольклору они нет-нет да и вытаскивают телефоны, – поделилась Светлана Арчакова. – Но глобального характера это не носит: когда в руках балалайка или ком глины – тут уж не до интернета.
А Полина Сарычева, которая занимается с младшей группой, рассказала, что порой в хороводе ее питомцев подхватывают за руки старшие братья и сестры – связь поколений продолжается.
Удивительно: примитивные на фоне ноутбуков и айпадов вещицы, изготовленные вручную в «Доме», приводят в восторг и детей, и взрослых.
На одном из занятий специалисты показали, как сделать типичную тульскую игрушку-фурчалку, описанную исследователем народных традиций Петром Покровским еще в середине XIX века. Это когда сквозь крупную пуговицу продевают нитку, потом ее раскручивают на пальцах, растягивают, и та начинает издавать звуки. Конечно, в деревнях, где пуговицы были редкостью, вместо них использовали деревянные кругляши с дырками, косточки, но принцип тот же.
И современные дети, привыкшие водить пальцем по экрану, как на чудо смотрели на примитивную вроде бы забаву. А родители, крутя головами, вспоминали основы физики…
– Сегодня мы покупаем все готовое – одежду, обувь, еду. Это раньше наши предки валяли валенки, сами шили и вязали, тесто месили. Но ведь от генетической памяти никуда не деться, и потому люди с такой радостью словно вспоминают, как все это делалось. Современные мамы, которые не знают, как нитку в иголку вдевать, вместе с ребятами делают кукол. И насколько они дороже, чем роскошные Барби. Мы словно пробуждаем дремлющие воспоминания, заложенные многими поколениями предков, учим понимать настоящее, подлинное… – заметила Галина Чекина.
В перспективе для родителей будут проведены занятия по народному костюму, чтобы у детей были настоящие косоворотки, порты, сарафаны. Пока в таких нарядах на праздниках появляются только педагоги. Но ведь это так важно – научить ребят понимать красоту одежды предков, которую те создавали вручную и с любовью украшали вышивкой.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему