Общество

15:52, 05 октября 2021

Найти общий язык. Русский

Совсем иначе десять лет назад представлял свою жизнь и карьеру учитель русского языка и литературы тульского Центра образования № 31.

Если уж совсем откровенно, то в деталях он будущее вообще не представлял. Решение, где и кем работать, откладывалось до самой защиты диплома. Одно Павел Инякин знал точно: в школу – ни ногой!

Филолог по специальности, он и впрямь мог отправиться в направлении «подальше от учительства», как из года в год поступает большая часть обладателей диплома педагогического вуза.

- Если бы мне сказали, даже на пятый год учебы в университете, что я пойду работать в школу, покрутил бы пальцем у виска, - вспоминает Павел. - Все вышло экспромтом. Сидеть у родителей на шее не хотелось, разнорабочим на производство – не хотелось тоже. И тут дозрела счастливая мысль. Может быть, это пафосно звучит, но я вдруг подумал, что, если что-то способен делать лучше других, да еще и могу этому научить детей, то, наверное, у меня самое дорогое образование…

Для таких, как он, школьники даже термина не придумали: «русичка» - по определению существо женского пола.

Мужчина, пришедший в школу работать учителем русского языка и литературы, по нынешней жизни почти нонсенс. Но Павел на «почти» не останавливается. Взгляда достаточно, чтобы понять: для учеников он свой, уже этим и нетипичен. Пал Сергеич – гуру, которому дозволено быть строгим и даже назидательным, ибо все знают: он не ханжа и не зануда. И если сказал читать Ремарка, значит надо читать.

- Помню, когда сам учился в школе, все эти «крылатые» фразы типа «Выйди и зайди нормально», «Оценка – на двоих» и тому подобные очень мне не нравились. Потому сам не пользуюсь. Голос на детей повышать – это да, случалось в первые годы. В первый месяц в школе у меня даже глаз начал дергаться… А потом понял, что, чем тише я говорю, тем внимательнее меня слушают – те, кому это действительно надо. На том крики и закончились.

Точно как Нестора Северова, Павла с первого года в школе бросили на амбразуру «трудных» 10-11 классов. Были ли за прошедшие годы учительства знаки внимания со стороны учениц, история в лице педагога Инякина умалчивает. Подшучивать и испытывать на прочность не пытались. А вот завязать дружбу – сколько угодно.

- Я на самом деле друг, «старший брат» для них, так сразу получилось, - пожимает плечами учитель. - Мне кажется, это самый правильный подход к обучению. Я с ними на одной волне – на их волне. Современен, насколько это возможно. Смотрю Тик Ток, да и снимаю тоже, с ними вместе после уроков и снимаю… Когда у преподавателя с учениками есть опыт равноправного диалога, на уроке толку больше.

- Преподавание сегодня требует новаторства или консерватизма?

- Трудно судить, насколько изменились дети с тех пор, как учился в школе я сам, но они, безусловно, другие – уже по причине новых возможностей, мобильности, вседоступности знаний. И учить их, я уверен, нужно по-другому. Но не закапывать в ворохе информации, а помочь обнаружить там полезное, вычленить главное. Я стараюсь даже одиннадцатому классу, когда готовлю к ЕГЭ, объяснять все темы максимально понятно и просто. Альберт Эйнштейн не случайно же сказал, что, если вы не можете объяснить что-то шестилетнему ребенку, значит, вы сами этого не понимаете.

- Самая памятная для вас отдача от работы?

- Когда я только начинал работать учителем, в мой класс пришла девочка, переехавшая с семьей из Узбекистана. Я преподавал этому классу всего год, потом перебрался из Щекина в Тулу и сменил школу. И вот накануне моего увольнения, эта девочка подходит ко мне и сообщает, что планирует поступать на русскую филологию. Вот это был бальзам на душу…

- Поступила, не знаете?

- Еще бы не знаю! Поступила. В этом году выпускается… Конечно, я все про своих знаю, они мне просто не дадут забыть! Постоянно забегают пить чай. А на День учителя заявляются разом все мои 5 выпусков. Еще несколько лет классного руководства, и придется в рекреации чай пить.



Ирина Мельханова

Елена Кузнецова

 


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему