Общество

09:00, 24 марта 2017

Не дай себе зачахнуть

Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Сегодня с самого утра на площади у Главпочтамта и у торгового центра «Гостиный двор» волонтеры раздают памятки и буклеты по вопросам профилактики туберкулеза. Так в Туле стартовал Всемирный день борьбы с этой особо опасной инфекцией, проходящий под девизом «Скажи туберкулезу «нет!».

В нашем регионе «нет!» сказали с присущей тулякам обстоятельностью: в прошлом году в области зарегистрирован самый низкий за последние двадцать пять лет показатель смертности от этого заболевания – 6,8 на 100 тысяч населения. А показатель заболеваемости постоянного населения туберкулезом всего за один год снизился на 9,6 процента. По убеждению главного врача Тульского областного противотуберкулезного диспансера № 1 Вяче­слава Карнаухова, это результат создания полновесной правовой базы, правильной организации противотуберкулезной службы, ее переоснащения и хорошего снабжения лекарственными препаратами.

Откуда он взялся
Чахотка, сухотка, бугорчатка, золотуха, «семитская болезнь» – все это названия одного и того же заболевания, под влиянием которого больные чахли, увядали, истощались, начинали кашлять кровью, задыхались и в конце концов отправлялись в мир иной. Туберкулез известен с глубокой древности, и еще в начале прошлого века диагноз часто звучал как приговор. 24 марта 1882 года Роберт Кох выступил с сенсационным заявлением об открытии возбудителя туберкулеза, с которым врачи постепенно научились бороться.
Возбудителем оказалась микобактерия, названная палочкой Коха – по фамилии ее открывателя. Основной путь заражения – воздушно-капельный, через воздух и слюну.
Больной с открытой формой туберкулеза может заразить до 20 человек в год. Кроме того, бактерии оседают на одежде больного, книгах, столовых приборах, смешиваются с пылью. Возникает аэро­генный путь заражения – без взаимодействия с больным. Несложно получить инфекцию и через употребление некипяченого молока, сырого мяса, ведь животные болеют этой инфекцией так же, как и люди.
Из 24 социально опасных инфекций даже сейчас смертность от туберкулеза остается самой высокой. Так что на повестке дня чахотка будет стоять еще очень долго – может быть, всегда.

Вопросы на засыпку
Поликлиника противотуберкулезного диспансера, переехавшая с ул. Мосина в Туле в больничный городок в поселке Петелино, отремонтирована, получила лицензию и сегодня работает в полную силу. Вопрос с остановочным павильоном, который на повороте к больнице просили установить пациенты, к сожалению, решить не удалось. Министерство дорожно-транспортного хозяйства в адрес главного врача учреждения Вячеслава Карнаухова после долгой переписки направило ответ о нецелесообразности организации здесь остановки. Тем более что только на разработку проектно-сметной документации требуется 15 миллионов руб­лей… Так что у поликлиники на 500 посещений в смену общественный транспорт по-прежнему не тормозит.
– А почему в нашей области нет анонимного приема больных туберкулезом? – спрашиваем мы Вячеслава Анатольевича. – Это же не требует больших вложений…
– Анонимного лечения туберкулеза нет не только в Тульской области, а вообще в Российской Федерации. Более того, есть принудительное лечение тех, кто лечиться не хочет, помещение их в противотуберкулезное учреждение по решению суда. Но в инфоклинике наши больные проходят как раз как анонимы – во избежание утечек информации в случае хакерского взлома. Тайна диагноза гарантируется.
Строгости противотуберкулезной службы связаны с чрезвычайной опасностью инфекции, ее «прилипчивостью» и вольными путями передачи. Согласитесь, чтобы получить ВИЧ, нужно вступить с больным, мягко говоря, в непосредственный контакт. В случае с туберкулезом такая близость совершенно необязателена, достаточно, например, проехаться в лифте, где до этого ехал, кашлял больной. Недаром в семье, где обнаружен туберкулез, органы Роспотребнадзора проводят эпидрасследование, обследуя всех, выявляя контактных лиц. И с каждым, в зависимости от ситуации, поступают по-разному: детям педиатры могут назначить профилактическое лечение, взрослых ставят на учет «по контакту» и вызывают на обследование еще не раз. В очаге в обязательном порядке проходит дезинфекция – вне зависимости от отношения к такого рода мероприятиям тех, кто там проживает. Закон не только позволяет, он обязывает делать это. В советские времена, если в подъезде обнаруживался больной туберкулезом, обследовался весь подъезд – человек тридцать. Теперь просто вешают объявление с просьбой пройти такое обследование, но на просьбу мало кто реагирует – человек пять, не больше.
Серьезной проблемой в лечении туберкулезных больных стала так называемая множественная лекарственная устойчивость, когда вредоносной микобактерии основные противотуберкулезные препараты совершенно не вредят. Такая устойчивость какое-то время назад определялась «методом тыка»: препараты назначали и смотрели, подей­ствуют ли. Состояние больного ухудшалось, и препараты меняли. Но и вновь назначенные часто помочь не могли… Для некоторых лекарственная устойчивость оказывалась приговором.
Сегодня противотуберкулезный диспансер имеет оборудование, позволяющее выявить множественную лекарственную устойчивость в режиме реального времени и сразу назначить терапию, способную помочь больному. В распоряжении врачей появились новые препараты, которые можно применять в случае лекарственной устойчивости, эффективность лечения туберкулеза значительно выросла: раньше выздоравливали 10 процентов таких больных, а теперь – 60 процентов.

Алгоритм у всех один
Первые признаки туберкулеза – слабость, утомляемость, снижение работоспособности, уменьшение аппетита, раздражительность, незначительное повышение температуры тела к вечеру. Может возникнуть боль в грудной клетке, кашель с мокротой, одышка, кровохарканье. При появлении этих симптомов следует незамедлительно обратиться к врачу-терапевту в участковую поликлинику.
Терапевт отправляет больного к пульмонологу, чтобы исключить, например, пневмонию, а уже он – к фтизиатру.
Лечение туберкулеза всегда сложное, долгое, дорогое. Поэтому не стоит надеяться на чудо, искать окольные пути. Длительность составляет от шести месяцев до двух лет – в зависимости от формы туберкулеза, степени запущенности болезни. Практически всегда часть лечения проводится в стационаре.
Чтобы выздороветь, необходимо соблюсти два важных условия. Любое заболевание, и туберкулез тут не исключение, тем более успешно лечится, чем менее оно запущено. Начальные формы поддаются полному излечению практически в 100 процентах случаев. Кроме того, успех напрямую зависит от добросовестности приема лекарственных препаратов, скрупулезности выполнения врачебных рекомендаций.
Это важно не только для самого больного, но и для всех окружающих, которых он может заразить.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему