Общество

00:00, 07 октября 2017

Не сгореть на работе

Екатерина ГАРБУЗОВА
Сергей КИРЕЕВ

В Тульской области стартовал пилотный проект, направленный на повышение мотивации граждан и работодателей к сохранению и укреплению здоровья. Пять промышленных предприятий и четыре образовательных учреждения – та площадка, на которой уже обкатываются принципы этого проекта.

Основная идея в следующем: целый комплекс скрининговых обследований теперь можно будет пройти на рабочем месте. Врачи и оборудование разместятся прямо на базе вашего предприятия, вы получите маршрутный лист, а по окончании обследования – запечатанный конверт с результатами анализов и исследований, так что конфиденциальность гарантирована. В ходе врачебной консультации в случае необходимости вам будет составлен алгоритм дальнейших действий.
Безусловно, вы можете тот же комплекс обследований сделать самостоятельно, но для этого придется посетить 5–6 лечебных учреждений, и возможно – не один раз.
В первый день работы скрининга на Щекинской ГРЭС к специалистам обратились 55 человек, были обнаружены два рака молочной железы на первой – полностью излечимой – стадии.

Педсовет
с медицинской частью
Одно из учреждений, которые участвуют в пилотном проекте, Тульский государственный машиностроительный колледж. Чтобы разъяснить сотрудникам возможности скрининга, на педагогический совет прибыла делегация руководителей здравоохранения.
Вот что рассказала учителям заместитель начальника отдела организационной работы министерства здравоохранения Галина Бредихина:
– Все мы знаем, что от образа жизни человека его здоровье зависит напрямую. Поэтому выявлять факторы риска, которые могут привести к заболеваниям, так же важно, как и сами заболевания. Правительством Тульской области утвержден комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации людей заниматься своим здоровьем. До конца года работники девяти различных предприятий и образовательных учреждений будут обследованы на производстве – разумеется, на добровольной основе, по полису обязательного медицинского страхования. Экспресс-анализы будут выдаваться сразу, остальное по мере выполнения – в Центре здоровья ГБ№ 7 лично в руки. Не волнуйтесь, ни руководство, никто из коллег ваши заключения получить не смогут. К вам приедут врачи-специалисты, передвижные диагностические комплексы, лаборанты. Проведение таких масштабных мероприятий требует серьезной подготовки и столь же серьезного отношения. Надеюсь, все это мы встретим в вашем колледже.
С подробной программой скрининга преподавателей познакомили главный специалист по профилактической медицине департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области Елена Гарина, главный врач Тульского областного онкодиспансера Дмитрий Истомин и заместитель главного врача областного наркологического диспансера Роман Макаров.

Главное, чтобы давление
не подскочило
Фельдшер медпункта Тульского государственного машиностроительного колледжа Ольга Полякова планирует, как разместить специалистов во время скрининга. Чаще всего преподаватели страдают высоким артериальным давлением – следствием нервных перегрузок.
– Труд учителя безусловно содержит в себе факторы риска. Это повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля, внимания, эмоционального возбуждения, значительные голосовые затраты, статическая нагрузка, большой объем интенсивной зрительной работы. Надо отметить высокую плотность эпидемических контактов, отсутствие стабильного режима дня. Труд учителя вызывает нагрузку на одни и те же центры коры больших полушарий, отсюда – резкое перераспределение мозгового кровотока. Гипертония – наиболее часто встречающаяся среди педагогов патология, – рассказывает Ольга Витальевна.
Но, по заверению Поляковой, преподаватели машколледжа – люди активные, многие занимаются спортом, так что трое из них уже перешагнули 70-летний юбилей, а один преподаватель, 80-летний, без формирования профессиональных заболеваний.

До песка в глазах
О рисках для здоровья, сокрытых в профессии учителя, и основных мерах профилактики рассказала Елена Гарина:
– Педагогический труд может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания нервной системы – невроза, острого или хронического фарингита, ларингита, пареза голосовых складок. Под угрозой опорно-двигательный аппарат, нередко возникает остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника, радикулит. Страдает сосудистая система, может начаться варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой. С постоянными перегрузками работает орган зрения, и ощущение песка в глазах для учителя почти норма. Нередки инфекционные заболевания. Кроме того, профессиональное происхождение могут иметь такие виды патологии, как контактный дерматит кистей, вызванный воздействием мела, аллергические формы насморка и бронхиальная астма у учителей химии.
Гарина убеждена, что профессиональная деятельность учителя в современных условиях не способствует сохранению его здоровья. Недаром 60 процентов учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы, а 85 процентов находятся в постоянном стрессовом состоянии. Лишь 9 процентов учителей чувствуют себя достаточно здоровыми: у них поддерживается относительно высокий уровень работоспособности и нет хронических заболеваний. Большинство из здоровяков обладают от природы «железными нервами» или научились хорошо восстанавливаться после психического напряжения.

Профилактика –
с первого дня работы
Врачи-специалисты указывают, что учитель должен заботиться о своем здоровье с первого дня профессиональной деятельности, только тогда он сможет уйти на пенсию, не превратившись в развалину.
Основу индивидуальной профилактики составляет здоровый образ жизни.
Наличие высокого уровня психоэмоционального напряжения ставит перед учителем задачу формирования своеобразного антистрессового иммунитета. Существуют приемы психологической защиты, направленные на снижение значимости конфликта, стресса. С ними вас может познакомить любой психолог, в том числе – школьный.
Нельзя переоценить роль голоса в профессиональной деятельности учителя. От хорошо поставленного голоса, от ясной и правильной речи в значительной мере зависит профессиональный успех. А основным фактором риска является преимущественно ротовое дыхание во время речи. Очень важно иметь возможность сохранять режим молчания хотя бы вне профессиональной деятельности и тщательно выполнять рекомендации, который дает ваш ЛОР-врач и врач-фониатр.
Чаще всего у лиц, занятых педагогическим трудом, имеет место недостаточная двигательная активность – гипокинезия. По роду профессиональной деятельности педагогу приходится часто и длительно находиться в положении сидя или стоя. Основа профилактики гипокинезии – достаточная двигательная активность. Помогут утренняя гимнастика, дозированная ходьба, занятие оздоровительным бегом, посещение плавательного бассейна, групп здоровья.
Труд педагога связан с необходимостью выполнения большого объема напряженной зрительной работы. В глазах появляется ощущение рези, тяжести, чувство песка, снижается острота зрения. Помните: если зрительная работа значительна по продолжительности, необходимо через каждые 40–50 минут делать небольшие перерывы, во время которых выполнять упражнения для позвоночника и глаз. В домашних условиях можно проводить следующий комплекс. На оконном стекле на уровне глаз наклеивают кружок (лучше красного цвета) диаметром 5–8 мм. Встают на расстоянии 30–35 см от окна и мысленно как бы продолжают линию взора поверх кружка к какому-либо объекту, находящемуся на далеком расстоянии (окно дома, дерево за окном и пр.) Затем переводят взгляд на кружок и вновь на дальний объект. Это упражнение тренирует цилиарную мышцу. При взгляде вдаль она расслабляется, при взгляде на кружок – напрягается. Упражнение проводят ежедневно по 5–10 минут в течение 20–30 дней.
Если эти несложные правила вы будете выполнять не от случая к случаю, а системно, ваше здоровье вас не подведет.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему