Общество
13:41, 23 ноября 2018
Немецкие указания для щекинского бургомистра
Редакция «Тульских известий» при содействии пресс-службы регионального Управления ФСБ России продолжает цикл публикаций о неизвестных широкой общественности событиях «сороковых, роковых», в водоворот которых был вовлечен Дмитрий Кувшинов, назначенный в 1941-м оккупантами бургомистром города Щекино. Его биографию в мельчайших подробностях знали только сотрудники госбезопасности. Но время идет, и о многом теперь (хотя и до сих пор не все) уже можно рассказать читателям. Тульские чекисты специально для нашего издания согласились рассекретить часть поистине бесценных архивных документов о жизненном пути этого человека.
Дмитрий Кувшинов и его люди собирали сведения, которые могли бы заинтересовать Паура. Стекалась к бургомистру и информация об антифашистских разговорах в среде шахтеров, и о бывших членах истребительного батальона, и о якобы наличии у одного из жителей винтовки, из которой, возможно, как раз и стреляли неизвестные по немецким патрулям. Кроме того, один из помощников Кувшинова принимал участие в аресте бывшего главного инженера шахты и выезжал с представителями фельджандармерии в лес собирать оружие, оставшееся после отхода частей РККА.
Продолжение следует.
Обер-инспектор Паур, руководивший Щекинской ортскомендатурой (комендатурой населенного пункта), и его помощник инспектор Кольга, пообщавшись 4 ноября 1941 года несколько часов с Кувшиновым, поняли, что последний говорил с ними откровенно и к исполнению должности бургомистра будет относиться ответственно. И тогда Кольга по совету Паура в конце беседы предложил Кувшинову вести работу среди населения по выявлению враждебно настроенных к немцам лиц. Сам бургомистр признавал, что на территории Щекинского района, считавшегося промышленным, перед приходом фашистов оставалось много рабочих, среди которых могли находиться советские патриоты. Конечно же, данное обстоятельство не могло не встревожить нацистов. Поэтому Паур сказал прямо: «Чтобы обезопасить наш тыл и дать возможность свободно продвигаться нашим воинским частям на восток, а следовательно, и быть спокойным, что не будет различного рода проявлений, направленных на срыв проводимых нами мероприятий, вам, Кувшинову, вместе с нами надлежит строго следить и выявлять лиц, настроенных против нас, немцев». От градоначальника требовали устанавливать как в райцентре, так и в окрестных деревнях местонахождение партийного актива, работников НКВД и граждан, занимающихся просоветской агитацией, – как тех, кто постоянно проживал в той или иной местности, так и новоприбывших. Кувшинов также должен был вычислять и партизанские отряды, собирающиеся различными путями вести борьбу против оккупантов, и диверсионно-разведывательные группы, забрасываемые советским командованием в Щекинский район с определенным заданием. «Если мы своевременно примем соответствующие меры к таким лицам, то этим самым не допустим в городе и деревнях пожары, ночные и дневные обстрелы наших войск, порезку телефонных кабелей и т. п.», – заявил обер-инспектор Паур. Кувшинов, согласившийся в тот день помогать фашистам, рассчитывал, что он успеет заодно получить от гитлеровцев и указания, касающиеся создания городской управы. Однако общение продлилось до позднего часа, поэтому разговор на прочие темы решили возобновить уже в другой раз.
8 или 9 ноября Дмитрий Кувшинов вновь заглянул в ортскомендатуру. Паур был возмущен. Он сообщил бургомистру, что в поселке Южном (название изменено. – Прим. ред.), недалеко от города, зафиксировано ЧП: кто-то из населения обстрелял германские патрули. Мало того, неизвестный перерезал телефонный кабель. Благодаря архивным документам УФСБ мы только сейчас можем достоверно узнать, что же произошло потом. Оказывается, после обстрела и диверсии солдаты немецкой воинской части, стоявшей в поселке, задержали группу щекинцев. Некоторых фашисты собирались расстрелять. Кувшинов и начальник городской полиции Кустов (фамилия изменена; о нем мы рассказывали в прошлой публикации) по распоряжению обер-инспектора Паура направились на место ЧП. Бургомистр стал расспрашивать задержанных, пытаясь выяснить подробности. Но никто ничего не сказал. Виновников обоих происшествий в итоге ни немцы, ни их помощники так и не выявили. Обер-инспектор, указавший на бездеятельность Кувшинова, в строгой форме упрекнул бургомистра: почему ни немцы, ни градоначальник не предотвратили случившееся? «Оправдываясь перед Пауром, я сказал, что один не могу охватить весь город и плюс к тому деревни, поэтому отдельные моменты мне могут быть и неизвестны», – вспоминал впоследствии Кувшинов. Паур согласился с доводами бургомистра касаемо загруженности работой и предложил привлекать для выявления лиц, представляющих опасность для оккупационных властей, граждан из числа городского и сельского населения. А патриоты тем временем продолжали наносить удары по врагу. Как следует из материалов УФСБ, в последних числах ноября 1941 года кто-то опять обстрелял вражеские патрули, но теперь уже в районе щекинской шахты. Один из солдат вермахта получил ранение. Отметим, ранее подобными ценными сведениями краеведы не располагали, так что тульские чекисты приоткрыли совершенно новую страницу в истории оккупации Щекинского района. Немцы повторили тот же самый сценарий, что и в поселке: начались задержания… Дмитрий Кувшинов и его люди собирали сведения, которые могли бы заинтересовать Паура. Стекалась к бургомистру и информация об антифашистских разговорах в среде шахтеров, и о бывших членах истребительного батальона, и о якобы наличии у одного из жителей винтовки, из которой, возможно, как раз и стреляли неизвестные по немецким патрулям. Кроме того, один из помощников Кувшинова принимал участие в аресте бывшего главного инженера шахты и выезжал с представителями фельджандармерии в лес собирать оружие, оставшееся после отхода частей РККА.
Продолжение следует.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Один день из жизни научно-производственной роты
23 ноября, 13:33
Открыты новому и делимся опытом
21 ноября, 16:41
Аналоговое или цифровое?
21 ноября, 16:40
Выбираем цифровую приставку
21 ноября, 13:45