Общество

09:00, 03 октября 2014

Новые тульские школьники

 Татьяна МОТОРИНА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Месяц назад стартовал учебный год. Одна из его особенностей в том, что за парты в России сели украинские дети. Как они адаптировались в тульских школах, узнали коррес­понденты «ТИ».

Саша и Рауф
Ольга Борисова с гражданским мужем и двумя детьми – второклассником Сашей и семиклассником Рауфом – прибыла в Тулу из Николаева. Там нет боевых действий, но тоже неспокойно.
– Выпустили из тюрем всяких зеков, нормальных мужиков на войну позабирали, а милиции в городе мало, – говорит Ольга. – Так что на улицу лишний раз не выйдешь. У соседей дочку изнасиловали, одну старушку знакомую убили…
В областном центре у Ольги живут мать и сестра, к ним она и поехала. На родине остался дом в сто «квадратов» с садом и огородом, а в России они живут в общежитии – его предоставила строительная компания, куда устроился на работу муж. Сама Ольга стала соцработником. Денег платят немного, зато работа официальная и график гибкий, что позволяет уделять время детям. На вопрос, как их приняли в Туле, женщина отвечает уклончиво:
– Знаете такое выражение: нет плохих или хороших наций, есть люди – такие и такие. В разных учреждениях нас принимали по-разному: кто-то с пониманием, а кто-то начинал ворчать в духе «понаехали тут». Но школе № 21 мы должны спасибо сказать – тут к нам очень хорошо отнеслись.
– Мальчики, а вы в школе освоились? Одноклассники не обижают? – интересуемся мы.
– Да нет, они хорошие.
– Рауф, по какому предмету у тебя сейчас урок?
– Геометрия.
– Скажи честно: рад, что удалось немного прогулять?
– Не-е, я геометрию люблю.
– А еще какие предметы нравятся?
– Алгебра, физика, физкультура.
Мама рассказывает за сдержанного сына: Рауф всерьез увлечен футболом и даже собирается поступить в школу при тульском «Арсенале». Спорт обожает и маленький Саша, который недавно записался в секцию борьбы. Совсем было стушевавшийся перед журналистами мальчик на вопрос о том, кем хочет стать, вдруг задорно выдает:
– Я милиционером буду! Я столько приемов знаю!
Спорт спортом, а в учебе братьям не всегда просто – в их прежней школе обучение велось на украинском языке, а русский преподавался примерно так же, как у нас иностранный. Благо экзаменов детям в ближайшее время не сдавать, они успеют все наверстать.
Неля
Красивая брюнетка со спокойным и уверенным взглядом Неля Бутенко приехала в июне из Докучаевска, что под Донецком, и сейчас учится в одиннадцатом классе лицея № 2 города Тулы. Она довольна школой, одноклассниками, хвалит учителей и само обустройство здания. Все выглядело бы идеально, если бы не выпускной класс, если бы не поступление на юридическую специальность, если бы не предстоящая сдача ЕГЭ по русскому языку, которому в украинской школе почти не учили, по обществознанию, которого в тамошней программе просто нет, и по истории России, о которой вообще отдельный разговор…
– Понятно, что в курсе истории России рассказывается в том числе о событиях, которые происходили на Украине, – объясняет Неля. – Но те люди, которые в России воспринимаются как герои, у нас считаются предателями. Там скорее придерживаются позиции западных стран. Знаете, мне самой интересно понять, как появилась, как была создана Украина, а в российских учебниках все по полочкам разложено. Информации действительно много, но, думаю, выучить мне под силу.
Педагоги занимаются с Нелей дополнительно, причем абсолютно бесплатно. Основная нагрузка легла на плечи Елены Астраханцевой. Она признается, что испытывает смешанные чувства. Как классный руководитель Нели, она рада такой ученице в коллективе, поскольку девочку все сразу полюбили. А вот как преподаватель истории и обществознания Астраханцева в легком шоке.
– За то, как Неля сдаст ЕГЭ, несу ответственность именно я, ведь я ее учитель, – говорит Астраханцева. – А ей надо за год выучить то, что школьники изучают в течение нескольких лет. Знания по истории Украины тут скорее во вред, чем на пользу. У них ведь, например, князь Владимир, крестивший Русь, считается украинцем, хотя национальное разделение произошло гораздо позднее!
Родители Нели Виктория и Дмитрий уверены в силах единственной дочери и возможностях школы, где их приняли как родных. Люди они, как сами говорят, небедные: на Украине остались квартира, дом, другое имущество. Несмотря на это, возвращаться они пока не собираются.
– Не верьте телевизору, где показывают, что все едут обратно, ничего такого нет, – утверждает Дмитрий. – Люди отправляются туда максимум забрать вещи. Куда возвращаться? Хорошо, жилье есть, а работа? А сколько там сейчас бандформирований действует?
Говорят, что на материальную помощь от государства не рассчитывают: стыдно это, когда руки-ноги есть. Работу глава семейства нашел, квартиру сняли, дочь в школу устроили. Мечтают теперь о гражданстве и покупке собственного жилья.
Их школы
– Главная сложность для нас заключалась в том, чтобы определить, в какой класс пойдут дети, – рассказывает Анжелика Бордашова, директор школы № 21, которую посещают Рауф и Александр. – На Украине учатся 12 лет, у нас 11, отсюда разница программ. Таким образом, нам нужно было провести индивидуальную работу с каждым ребенком, чтобы определить его уровень подготовки. Тем более что абсолютное большинство приехали без документов, подтверждающих окончание очередного класса.
Бордашовой тут пришлось, наверное, труднее, чем директорам остальных тульских школ: у нее украинских детей больше всего – 23 человека. Их приходилось сажать в классы 29-ми, 30-ми, но никому не отказывали. Причина такой популярности школы проста – многие беженцы получили работу в компании «Внешстрой» и поселились в общежитии на Веневском шоссе, откуда рукой подать до 21-й школы. Администрация даже выделила автобус для подвоза детей. Кроме того, ребята получают бесплатное питание и обеспечены школьной формой.
Такими льготами пользуются и четверо детей, посещающих лицей № 2, в их числе – Неля Бутенко. Кроме того, они освобождены от платы за дополнительные образовательные услуги, которые им оказывают. Директор Лидия Аслиян говорит:
– Мы взяли всех, кто к нам обратился. Ребятам пришлось пройти всего лишь стандартное собеседование, чтобы определить, в какой класс их определить. Можно считать, что нам повезло: все они у себя на родине хорошо учились, их родители нацелены на получение качественного образования. То есть наши желания и возможности полностью совпали.
Оба директора уверяют: особых трудностей с приемом детей с Украины у них не возникло, а сейчас ребята уже влились в будничный школьный процесс.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему