Общество

10:09, 11 июля 2017

О находчивых, но совершенно бессовестных

О находчивых, но совершенно бессовестных
Людмила ИВАНОВА

Слабость и доверчивость престарелых людей всегда была приманкой для преступников. В силу возраста бедняги не часто обращаются за помощью в правоохранительные органы. Они скорее станут оплакивать свое несчастье и запивать его сердечными каплями. Ну а злодеям того и надо...

В тузы – с пластиковой картой
В последнее время по всей стране участились случаи краж и мошенничеств, совершенных в отношении стариков. В 2014 году полиция зафиксировала почти 122 тысячи таких преступлений, в 2015 году это количество выросло на 25 процентов, а в 2016 году увеличилось еще на 7.
Тульским пенсионерам тоже живется неспокойно. Если в первом полугодии прошлого года в областном центре произошло 208 подобных преступлений, то в нынешнем – уже 241.
Конечно, в лапы жуликов попадают и те, кому до пенсии еще далеко. Поэтому начальник полиции города Тула Олег Скубаренко напомнил о самых частых способах отъема денег:
– К довольно распространенному виду мошенничества относятся операции с банковскими картами. К примеру, на телефон потенциальной жертвы приходит сообщение с текстом, что средства на пластике заблокированы, а чтобы снова стали доступны, нужно обратиться к работникам банка. Тут же дается контактный телефон.
Доверчивый человек даже не подозревает, что эсэмэска отправлена мошенником. Гражданин звонит на указанный номер и слышит в ответ, что произошел сбой в системе, нужно уточнить номер карточки и ее пин-код. Жертва диктует первое и второе, слышит благодарность и через минуту расстается с деньгами.
В идеальном варианте, увидев подобное СМС-сообщение, нужно обращаться в офис банка. Но порой он находится совсем не близко, поэтому люди туда не спешат. Не стоит забывать, что на обороте банковской карты всегда напечатан бесплатный телефон горячей линии и, позвонив специалисту, можно узнать, как поступить в подобной ситуации.

За что купил, за то не продал
Благодатная почва для мошенников – интернет-магазины. И продавцов, и покупателей ловят на живца. Первым говорят, что выставленная вещь понравилась и подходит, тут же обещают внести задаток и просят номер банковской карты. Довольный продавец называет реквизиты и через минуту получает сообщение о зачислении средств.
Человек на радостях и не замечает, что СМС пришло не из банка. Ему и невдомек, что деньги на карточку никто не отсылал. А мошенник продолжает свою игру – вскоре звонит, «дико извиняется», говорит, что передумал (попал в аварию, сломал ребро – варианты могут быть любыми) и просит отправить деньги обратно. Расчувствовавшийся продавец идет на поводу и честно отсылает оговоренную сумму.
Покупателя «разводят» по-другому: продавец-мошенник выставляет на сайт, к примеру, машину и пишет цену в два раза ниже цены у «конкурентов». Покупатель звонит хозяину, а тот начинает нахваливать товар: машина-то новая, только из салона, не бита, не крашена, в аварии не попадала (как и в предыдущем случае, истории могут быть любыми, потому что главная задача мошенника – влюбить в свой автомобиль). Ну а низкую цену объясняет срочной нуждой: сгорела квартира, нужны лекарства, кинул партнер.
 Соблазненный покупатель договаривается о встрече, но продавец просит задаток. Сумма называется немалая, но за дешевую машину ничего не жалко! Пойманная жертва переводит предоплату, едет на просмотр, а видя, как легко человек расстается с деньгами, продавец снова звонит и просит добавить. Когда же получает желаемое, просто отключает телефон.
Буквально на днях за подобное преступление был задержан житель Плеханова. Установлено, что сорокалетний мужчина причастен к пяти эпизодам автомошеничества. А двое его родных братьев попались на трех преступлениях.

Позвони мне, позвони!
Социальные сети – также среда обитания любителей обмана. Долгожданные встречи с друзьями и одноклассниками настраивают человека на позитивный лад, и, если приходит просьба помочь, она воспринимается с пониманием. Надо другу тысячу рублей – конечно, дадим, какие проблемы! Правда, как правило, потом оказывается, что страничку приятеля взломали мошенники и названная сумма ушла в чужой карман.
Недавно в Новомосковске мошенник таким образом «развел» восемь человек. Верные товарищи, узнав, что однокурсник попал в больницу, скинулись ему на операцию, отправили деньги, и только потом бывшая староста додумалась позвонить несчастному. Каково же было ее удивление, когда «бедолага» ей рассказал, что горбатится на даче.
Излюбленной темой развода родителей продолжают оставаться ночные звонки. Услышав пиликанье телефона, люди спросонок не понимают, что тоже попались на удочку. «Мам, я сбил человека. Тут все сложно. С тобой поговорят», – несется из трубки приглушенный голос. И в следующую минуту бодрый баритон уверенно продолжает: «Ваш сын – виновник ДТП. Пострадавший попал в больницу. Дальше – лишение прав и тюрьма. Если не хотите таких последствий, можем договориться».
Тут же называется круглая сумма, мама или бабушка ищут впопыхах деньги для дитяти, а мошенник продолжает «вести» их до самого банкомата. И только когда сумма переводится на счет, телефон отключается.
Как правило, только расставшись с купюрами, перепуганные родственники звонят своему сыну, чтобы узнать, как идут дела. Вот тут и оказывается, что «виновник аварии» даже не в курсе, что попал в ДТП, потому что всю ночь мирно проспал дома.
В этом году 45-летнего жителя Алексина задержали как раз за такое мошенничество. На его счету – восемь преступлений.
Кстати, в Туле был случай, когда парень рассказал своей бабушке о позднем звонке и предупредил, чтобы она не попалась на провокацию. Но уже через два дня старушка забыла об этих словах: едва услышав просьбу о помощи, кинулась в банк и перевела мошеннику 40 тысяч.
– В настоящее время работники некоторых банков тоже включились в борьбу с преступниками, – рассказал Скубаренко. – Так, ограничиваются суммы, которые можно снять за раз в банкоматах, это порой дает возможность одуматься. Если же человек видит, что деньги уходят, можно заблокировать карту и сохранить хотя бы что-то. Кроме того, согласно внутренней инструкции, если клиент снимает большую сумму, у него всегда поинтересуются, для чего забираются деньги. В этом году благодаря внимательности девушек-операторов двое пенсионеров не расстались с деньгами. Мы же по горячим следам раскрыли оба преступления.

С доставкой на дом
– Здравствуйте, я из соцзащиты! – приветствуют стариков проходимцы, предпочитающие общение вживую. А пожилые люди запросто пускают домой незнакомцев, услышав волшебное слово «собес».
Чаще всего незваные гости предлагают обменять денежные купюры. Под этим же соусом предлагают услуги «работники банка» и «районной администрации». Бабушкам и дедушкам рассказывают сказку про срочный обмен, да еще добавляют: «Вы у нас в списках! Мы оказываем помощь на дому, чтобы вы не ходили в кассу и не стояли в очереди».
Доверчивые люди тут же достают свои заначки, отдают мошенникам и получают закладки от «банка приколов». А вечером или на следующий день встречают внуков и соседей, хитро улыбаясь:
– Вы-то и не знаете про обмен, а у меня уже новые деньги! – говорят старики и хвастаются… фантиками.
Оставить без средств к существованию могут и люди, приходящие к жертве под видом работника горгаза. На дело преступники ходят вдвоем. Пока один отвлекает хозяина, просит попить и «проверяет» колонку, другой обшаривает тумбочки и шкафы.
Профессиональные мошенники «исследуют» дом за несколько минут. Совсем неудивительно, что после такого визита могут пропасть и скопленные суммы, и нехитрое золото?

Вы все еще верите в порчу?
Тогда мы идем к вам!
Еще один способ отъема денег пришел из прошлого, но находится в тренде. Несчастных подкарауливают там, откуда нередко выходят в сомнениях. Излюбленное «место работы» проходимцев – аллеи возле больниц и женских консультаций:
– Знаете, дамочка, на вас порча! Вот откуда ваши болячки, несчастья и неурядицы!
Разговор начинается тихо и задушевно. «Доброжелательница» задает наводящие вопросы, и жертва сама рассказывает о проблемах. После минутной беседы хороший психолог узнает о муже и подруге, доме и достатке. И тут выходит на поле запасной игрок: к провидице подбегает «незнакомый прохожий» и, кинувшись в ноги, страстно благодарит за чудное исцеление близкого человека.
Жертва сражена услышанным наповал, ведет домой уличную вещунью, выносит ценности с наведенной порчей, а мошеннице только и остается – завернуть купюры в собственный платочек, дунуть и плюнуть. После сверток возвращается обратно, а к этому прибавляется обещание исцеления и слова о том, что все будет хорошо. Не уточняется только, у кого именно. Стоит ли удивляться, что через неделю, по совету провидицы дамочка раскрывает платочек с деньгами, но вместо банкнот находит газету.
К большому сожалению, мошенники орудуют и с помощью средств массовой информации, используя в своих низменных целях безоговорочную веру пожилых людей газетам и телевидению. Если в рекламе звучит сочетание «пенсионерам – скидки!», это действует, как свисток на старте. Бабушки и дедушки начинают звонить, желая приобрести товар по дешевке, а на другом конце провода их уже ждут подготовленные люди, которые убедительно рассказывают об уникальности предложения, а заодно расспрашивают о пенсии и достатке, обещая снижение цены при одновременной покупке нескольких комплектов.
В худшем случае общение с клиентом заканчивается сразу после перевода денег. В лучшем в назначенное время доставляется товар с оплатой по факту получения. Но все, что привозят и присылают, – обычный ширпотреб, который продается в соседнем магазине по бросовым ценам.

Они сидят, а денежки идут
Описанные случаи – наиболее характерные происки мошенников сегодняшнего дня. Приводя эти примеры, тульские полицейские напоминают каждому: воровство, сопряженное с обманом, очень коварно. И все же предупреждение может помочь и уберечь от беды тысячи человек.
Борьбу с мошенниками сегодня ведут участковые уполномоченные, старшие по дому, банковские служащие. Но в этом году до суда довели 50 дел из 241. Только обвинять полицейских в нерасторопности будет неправильно. Обманутые долго приходят в себя, плачутся знакомым и только потом обращаются за помощью. Пожилых людей часто подводят зрение и слух, поэтому старики не могут описать незваных гостей. Телефонные звонки нередко поступают из колоний и СИЗО отдаленных регионов, а сайты преступников подчас находятся в другой стране.
И все же многие мошенники получают по заслугам: неоценимую помощь оказывают полицейским внимательные соседи, молодые мамы, гуляющие с детьми, сотрудники центров мобильной связи. В структуре Управления МВД есть специальный отдел «К», который занимается интернет-преступлениями. За относительно короткую историю существования его специалисты научились быстро выявлять факты мошенничества и привлекать к ответственности причастных лиц. Ну а суды не церемонятся с виновными – в зависимости от размера нанесенного ущерба злодеям грозит до 10 лет лишения свободы.

Заряжай мозги вниманием
О защите стариков заговорили и в Государственной думе. Некоторые депутаты считают, что преступления, совершенные в отношении пожилых людей, должны расцениваться как более тяжкие, ведь они причиняют значительный материальный и моральный ущерб потерпевшему, так как пенсионеры относятся к категории малообеспеченных. Кроме того, люди в возрасте тяжело переживают случившееся, что может повлечь серьезные проблемы со здоровьем. Периодически появляется предложение приравнять пожилых к беззащитным и беспомощным лицам, к которым уже относятся дети и беременные женщины.
Ну а пока депутаты раздумывают, бабушкам и дедушкам, а впрочем, и всем остальным не помешают внимательность и осмотрительность. Не стоит открывать двери незнакомым, кем бы они ни представлялись, доверять сообщениям о выигрышах и льготных лекарствах, сообщать посторонним номер своей банковской карты.
А вот информацией о мошенниках, в том числе и этой статьей, можно поделиться с родными и соседями. Если же вы стали жертвой обмана – звоните 02 или 112.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий