Общество

09:00, 27 сентября 2013

Объем обиды и объем посуды

«Проблема алкоголизма стара как мир, но актуальна как никогда. Поскольку эту болезнь легче предупредить, чем лечить, необходимо искоренять причины, которые к ней приводят. Профилактическая работа в этом направлении будет эффективна только при тесном взаимодействии медицинских организаций с журналистским сообществом», – сказал директор департамента здравоохранения Вадим Даильнев, приветствуя участников семинара «Алкогольная проблема в России и освещение данной темы в средствах массовой информации», который состоялся в Тульском клинико-диагностическом центре.
С анализом пития в России (а Тула повторяет общероссийские тенденции) выступил человек, который знает проблему лучше всех, – Александр Немцов, ведущий отечественный эксперт в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики, доктор медицинских наук, руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ. Слушать Александра Викентьевича было невероятно интересно и одновременно – страшно. С помощью убедительных цифр и красноречивых графиков он вывел непреложную истину: общая и алкогольная смертность в нашей стране близнецы-братья. Как раз сейчас мы стоим на пороге нового роста потребления алкоголя, а значит, и роста смертности населения. Затишье последних лет было не чем иным, как затишьем перед бурей…
Немцов считает, что наша головная боль – не столько алкоголизм, которым страдает 3–4 процента населения, сколько пьянство, а это уже до 40 процентов трудоспособных мужчин, к которым все активней примыкают дамы. И если алкоголизм есть заболевание, то есть в основном это медицинский вопрос, то пьянство – проблема комплексная, корни которой в несовершенстве политического и экономического устройства нашей страны.
– У значительной части российского населения социально-экономическая ситуация порождает напряжение и неудовлетворенность своим существованием. По опросам Всероссийского центра общественного мнения, только один процент наших людей считают, что у них есть все необходимое. У остальных же, по меткому выражению писателя Фазиля Искандера, размер обиды превосходит объем посуды со спиртным, – заключил Немцов.
Специалисты рисуют портрет типичного пьяницы так. Это мужчина трудоспособного возраста, житель села или небольшого города с невысоким уровнем образования, отдающий предпочтение крепким напиткам. Пьянству и, соответственно, алкоголизму сопутствует верная подруга – бедность. Структура и объем выпитого напрямую зависят от уровня доходов. Если в кармане ветер, человек выбирает водку и нелегальный алкоголь – за счет их дешевизны. Меньше всего склонен к злоупотреблению средний класс. А вот при дальнейшем увеличении доходов кривая потребления снова начинает расти, опять преобладает крепкий алкоголь, но уже другого качества и стоимости. Однако состоятельным людям всегда бывает слабо принять на грудь столько шотландского виски, сколько бедняку – деревенского первача…
При этом Немцов доказательно критиковал Роспотребнадзор, выступающий не только против водки, но и против пенного напитка:
– Проблема пивного алкоголизма оказалась ложной в связи с тем, что для алкоголиков характерен смешанный тип потребления спиртного со сменой пристрастий в течение жизни. Нигде в мировой практике он не выделяется специалистами в особую форму алкоголизма. В России как раз крайне неблагополучное соотношение потребляемых напитков: резко доминируют водка и ее суррогаты, а в более здоровых странах преобладают пиво и – особенно – вино.
На графике, отражающем общую смертность населения и отравления алкоголем, обе кривые практически совпадали, пик обеих характеристик приходился на 2003 год. В среднем за год от связанных с потреблением алкоголя причин в нашей стране умирают 486,7 тысячи человек – население не самого мелкого города. Но, конечно, алкогольная смертность и, соответственно, продолжительность жизни зависят не только от уровня алкоголизации, но также и от ряда других факторов: характера питания и медицинского обслуживания, жилищных условий, отношения к своему здоровью… То есть – от цены человеческой жизни. Вот почему при нескрываемой любви к алкоголю в ряде европейских стран продолжительность жизни там существенно выше, чем в России.
Привычно жалуясь на подорожание водки, наши люди почти не обращают внимание, сколько стоит закуска. А между тем продемонстрированные на семинаре кривые соотношения цен на алкогольные напитки и продукты питания очень красноречивы. За десять лет цены разошлись так, что винно-водочные изделия оказались в три раза дешевле продуктов. Если в СССР в 70–80-х годах на среднюю зарплату можно было купить 35–40 полулитровых бутылок водки, то в 2006-м уже 135, а теперь, после всех подорожаний и попутного роста заработков в тульском регионе, например, на 20 тысяч рублей средней зарплаты в месяц реально купить 111 бутылок водки. Разве мало? Получается, что подорожавшее «горючее» все еще остается предельно дешевым…
С 2006 года в России стало наблюдаться некоторое снижение потребления алкоголя, но уже в 2008-м его темпы замедлились. А в 2012 году кривая на графике снижения легла горизонтально…
– Надо думать, страна находится на пороге нового роста пристрастия населения к алкоголю, – заключил эксперт.
Поддержав московского коллегу в его основных выводах, главный врач областного наркологического диспансера Николай Висягин пояснил, что в 2012 году учреждениями наркологической службы Тульской области было зарегистрировано 34 478 лиц, страдавших наркологическими расстройствами. В структуре находящихся на учете потребителей психоактивных веществ преобладали лица, злоупотреблявшие алкоголем. Это пациенты с хроническим алкоголизмом, алкогольными психозами. Сегодня на каждые 100 тысяч человек, проживающих в регионе, приходится 1767 человек, неумеренно пьющих горькую…
– Для того чтобы эффективно бороться с пьянством, необходимо детально знать алкогольную ситуацию в стране, выявить регионы с наиболее тяжелыми проблемами и когорты людей с максимальным алкогольным риском, – резюмировала директор Национального центра мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни Татьяна Миронова. – При этом алкогольная политика должна быть комплексной. Прежде всего необходим регулярный мониторинг ситуации в стране, следует выявлять источники производства нелегальных напитков и пресекать пути их выхода на рынок.
В завершение состоялось подписание меморандума об объединении усилий в реализации на территории Тульской области проекта «Форум Общественное здоровье». В его рамках планируется ряд мероприятий, направленных на профилактику факторов риска для здоровья граждан, проведение исследований по изу­чению алкогольной ситуации в регионе, профилактику пьянства в молодежной среде и трудовых коллективах.
После семинара Александр Немцов посетил наркологическое отделение областного диспансера и его филиал в Новомосковске, где выразил полное удовлетворение оснащением лечебных учреждений и уровнем подготовки психологических кадров.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему