Общество

20:51, 22 июля 2013

Очарованные небом

С восьми утра в манеже парк-отеля «Грумант» – определенно нехарактерное для столь раннего часа оживление. Со стороны происходящее напоминало не то какой-то спешный переезд, не то встречу многочисленных родственников дружной, веселой и шумной семьи… Так начиналась процедура регистрации участников IX чемпионата России и II Кубка Малахова по воздухоплавательному спорту. За кулисами воздухоплавания – Ну где страховка пилота? Вы понимаете, что без этого документа я не имею права вас регистрировать? – офицер безопасности Гинтс Гайлис смотрит на провинившуюся команду, словно строгий директор на двоечников. – Все написано в правилах. Я их, между прочим, знаю наизусть… Быстро оформляйте страховку! И начинается беготня – нужно срочно связаться либо с родными, чтобы те переслали копию необходимых документов, либо со страховыми компаниями для их экстренного оформления. С Гинтсом вообще, похоже, шутки плохи: обстоятельства обстоятельствами, а требования нужно соблюдать неукоснительно. Представитель генерального партнера соревнований, председатель правления КБ «Первый Экспресс» и пилот одноименного аэростата Константин Томенчук, к примеру, так торопился на регистрацию, что в центр соревнований приехал… в официальном костюме, прямо с деловой встречи. Впрочем, паники никакой нет: похоже, для спортсменов это вполне рядовая ситуация, так и тянет скаламбурить, что пилоты и на земле «витают в облаках». Понятно теперь, почему на процедуру регистрации отводится довольно много времени. – Скажите, а у вас есть ножницы? – А можно правила распечатать? – Нам очень нужны скрепки! Стол организаторов – едва ли не самая популярная зона центра соревнований. Кому-то постоянно что-то требуется и – срочно. Вопросы связи, транспорта, оперативной информации, организации работы журналистов и так далее, и так далее… Впрочем, часам к двум это броуновское движение обретает некую системность: пилоты готовятся к генеральному брифингу. Члены экипажей рассаживаются за столы и практически сразу склоняются над навигационными приборами и картами – чем сидеть скучать в ожидании, лучше сразу обсудить особенности местности, где предстоит бороться за чемпионский титул. Наконец, в центр приходит спортивный директор Гинтарас Шуркус, уже работавший в Туле во время проведения VIII Кубка России и хорошо известный своей бескомпромиссностью, требовательностью и большой изобретательностью в части комбинирования заданий. Начинаются перекличка, представление жюри, рассказ о предстоящих планах, характере заданий, обсуждение спорных вопросов, инструктаж и, конечно, небольшие «плюшки» – обещание дополнительных призов за различные достижения и прочие приятности. Брифинг проходит оперативно, и пилоты расходятся до начала церемонии торжественного открытия состязаний. Ленточка на шариках Воздухоплаватели – народ неординарный, а потому сценарий торжественной церемонии у них тоже далек от стандартного. Здесь даже гимна два: один вполне привычный государственный, а второй – Международной авиационной федерации FAI. – Мы уже во второй раз принимаем у себя соревнования такого высокого уровня, – сказал приехавший приветствовать пилотов мэр Тулы Александр Прокопук. – Я горжусь тем, что за сравнительно небольшой период времени туляки смогли добиться серьезных успехов в развитии этого замечательного вида спорта. И городская власть со своей стороны сделает все возможное для его дальнейшей популяризации. Повод для гордости у главы областного центра действительно есть. Высокий уровень организации соревнований отмечали как сами пилоты, так и искушенная в этом вопросе спортивная дирекция. Гинтарас Шуркус рассказал, что вообще очень доволен работой Тульской федерации воздухоплавания, сумевшей в нынешнем году договориться с городскими властями о стартах из Тулы и полетах над ней. – Здесь организация на уровне чемпионатов Европы и мира, – отметил господин Шуркус. – Открою секрет – в планах тульской федерации значится проведение здесь чемпионата Европы через три года, и я уверен, что все получится. Еще один эксперт – президент Федерации воздухоплавания России Леонид Тюхтяев – на комплименты тоже не скупился, хотя в оценке перспектив по проведению чемпионата Европы был более сдержан, не хотел загадывать. – Все происходящее сейчас для нас как экзамен. И не только для Тулы – для всей страны, для спорт­сменов, для организаторов, – пояснил он. – По итогам этого чемпионата состоится международная встреча президентов федераций воздухоплавания, на которой мы и обговорим условия заявки. Сразу оговорюсь: будет конкуренция, даже некоторая интрига в хорошем смысле этого слова. Но лично мне бы очень хотелось, чтобы тульское небо расцветилось яркими красками европейского чемпионата… Леонид не смог длинно рассуждать о долгосрочных перспективах – торжественная музыка напомнила президенту о делах насущных, и Тюхтяев направился желать спортсменам «чистого неба и мягких посадок». Сама же официальная церемония не заняла много времени: несколько приветственных слов, обмен торжественными клятвами соблюдать правила соревнований и чтить принципы спортивной чести, которыми от лица пилотов и судейского корпуса обменялись соответственно действующий чемпион России Иван Меняйло и спортивный директор Гинтарас Шуркус, и вот уже выносят традиционную красную ленту. Хотя… не такую уж и традиционную – аэронавты и тут отличились, заставив с помощью пары связок воздушных шариков даже обыкновенную полоску алого атласа парить в воздухе! «Лиса» в парке Тренировочный полет в Центральном парке культуры и отдыха собрал зрителей, пожалуй, даже побольше, чем иные массовые гулянья. Ничего удивительного – не каждый день с ничем, в принципе, непримечательного «большого круга» плавно поднимаются аэростаты. Это, конечно, еще не соревнования – скорее, шанс «пристреляться», но ни для наблюдающих людей зрелище от этого не становится менее эффектным, ни азарта у спортсменов не снижает. Кроме того, для начинающих пилотов задания вне основных соревнований – еще и дополнительная возможность попробовать свои силы: ведь в чемпионате участвуют и люди, не так давно влившиеся в ряды очарованных небом. – Сложно сказать, почему нравится тот или иной вид спорта, – ответил на вопрос «почему именно воздухоплавание» Константин Томенчук. – Люди занимаются тем, к чему их влечет. Когда начал летать, сразу понял, что мне интересно воздухоплавание, причем именно как спорт. Начал учиться и на самом деле делаю это до сих пор. Так что на этих соревнованиях я выступаю, скорее, как ученик: здесь собралось столько пилотов высочайшего класса, что грех не использовать такую возможность. В рамках тренировочного полета пилот аэростата «Первый Экспресс» выполнял задание «погоня за лисой». Ярко-рыжий (практически как настоящая лисица) шар жилищно-спортивного комплекса «Малахово», пилотируемый председателем Федерации воздухоплавательного спорта Тульской области Юлией Селезневой, стартовал раньше десяти экипажей-участников. Когда «дичь» оторвалась на приличное расстояние, на парковой клумбе практически одновременно, словно какие-то фантастические гигантские грибы, стали «расти» разноцветные купола аэростатов. Зрителей, причем равно как детей, так и взрослых, происходящее привело в восторг – народ махал руками вслед улетающим экипажам, свистел, аплодировал и старался сделать как можно больше фотографий на фоне воздушных шаров. – А вот эти шары не слишком близко? Они друг другу не помешают? Нормально взлетят? – три экипажа, поднимавшиеся «в связке», доставили несколько волнительных минут директору ГУ ТО «Тульские парки» Юрию Старухину. – Хотя картина, конечно, удивительно красивая, – облегченно улыбнулся он, когда эффектный треугольник из воздушных шаров благополучно поднялся… Пока же на земле провожали аэростаты взглядами, пилоты искали «лису». Их цель была не столько в том, чтобы догнать беглянку, сколько в том, чтобы приземлиться как можно ближе к тому месту, куда она бросит маркер. Лучше всех с заданием справился пилот аэростата «ЗЭТО» Сергей Виноградов, за что и был награжден специальным призом. Конечно, основные спортивные страсти еще впереди. До 25 июля у пилотов достаточно времени для демонстрации мастерства. 
Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ 
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Фоторепортаж здесь
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий