Общество

09:00, 08 мая 2014

Один в поле…

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Двух собак он завел после того, как 7 мая 2005 года его дом в селе Успенском Тепло-Огаревского района ограбили бандиты. Жена, вернувшаяся после инсульта из больницы, уже спала, готовился ко сну и Михаил Иванович, когда цепной пес во дворе залился злобным лаем. Ветеран Великой Отечественной войны успел только выглянуть в окно: двое непрошеных гостей вскочили на ступеньки, ударом руки разбили фонарь над крыльцом, выбили оконную раму, один запрыгнул в квартиру, а другой остался на улице.
«Дед, деньги давай!» – крикнул незваный гость и замахнулся на старика. Михаил Иванович принялся отнекиваться, какие, мол, деньги могут быть у пенсионеров, но грабитель только осклабился: «Гробовые давай!» От шума в доме проснулась жена, выбежала в зал, а по лицу ее мужа уже текла кровь. Разбойник, ударивший пенсионера, повернулся к пожилой женщине и сделал шаг навстречу: «Бабка, где богатство прячешь?»
Незваный гость забрал все до копейки. После ужасного ночного происшествия находиться в родном доме для Морозовых стало сущей пыткой. К вечеру пожилые люди не находили себе места, хватались за сердечные капли.
Местные жители пытались их успокоить – они с уважением и любовью относились к семейной паре, ведь Михаил Иванович полвека проработал в школе – сначала учителем, потом директором, многие были его выпускниками, с благодарностью вспоминавшими интересные уроки.
Сын, желая уберечь отца и мать от переживаний, снял для них квартиру в Теплом, а через год  купил для родителей небольшой домик. Но после случившегося Наталья Григорьевна так и не смогла справиться с болезнью и вскоре умерла. А из Успенского сообщили о несчастье: деревенское жилище Морозовых обокрали – зимой приезжал какой-то мужик на санях и грузил пожитки, а весной дом сгорел. Но и на этом злоключения фронтовика не закончились. Ветерану уже три раза разбивали окна в Теплом.
– Наверное, кто-то из двоечников до сих пор не вырос из школьных штанишек и по-детски мстит учителю, – вздыхает Морозов, раскладывая перед репортерской группой  фронтовые фотографии.
…25 июня 1941года, когда в стране уже грохотала война и старший брат ушел на битву с фашистами, выпускник Успенской средней школы получил аттестат зрелости. На следующий день повестка в военкомат пришла  и ему.
Ребят отправили в летное училище. Курсы авиаторов были сокращенными, и через три месяца безусые пилоты уже совершали пробные полеты. Но обучение оказалось незавершенным. Немцы наступали, и ребят отправили домой, потому что призвать на фронт не могли – бойцам не было восемнадцати. Но через полгода, в феврале 1942-го, молодежь снова поставили под ружье.
Получив в полковой школе звание сержанта, Морозов ушел на передовую. Первый бой принял под Белевом, сражаясь в пулеметном расчете. В одном из жарких сражений паренек был ранен в ногу, попал в полевой госпиталь, но через пару-тройку месяцев снова вернулся в строй. И опять был направлен на Западный фронт. В то время уже шла подготовка к наступлению на Смоленск.
Вместе с товарищами Морозов не раз ходил в разведку и однажды привел очень важного языка. А в марте 1943-го наш герой еще раз попал под обстрел. На этот раз он получил тяжелейшее ранение в ногу и руку. Выжил только благодаря мастерству военных врачей, но навсегда остался калекой.
В январе 1944 года Морозова снова мобилизовали. Конечно, на поле сражений он уже не попал, но опыт его оказался в цене.
Михаил Иванович сначала вел военное дело как работник военкомата, потом  был военруком, физруком и учителем начальных классов в Нарышкинской, а затем Алексеево-Телятинской школах. После победы окончил Ефремовское педучилище и учительский институт, следом – Курский пединститут по специальности «география».
С грустью вспоминая о лучших днях своей жизни, о прожитом и пережитом, Михаил Иванович с тоской поглядывает во двор через разбитое окно, наполовину зашитое листом ДВП…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий