Общество

17:09, 14 октября 2015

Оперблок с оттенком ностальгии

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В Суворовской ЦРБ после затяжного ремонта открылся хирургический корпус. Контраст с тем, что было, разительный. Кто не видел это здание до его счастливого преображения, тому трудно оценить масштаб изменений.

Правда, можно посмотреть видеоролик, который коллектив хирургического отделения готовил в прошлом году к Дню медицинского работника. Да и сейчас в некоторых местах прошлое проглядывает сквозь блеск пластика и кафеля. Мебель, например, только заказана, ее ждут, и лекарственные препараты до сих пор хранятся в проржавевшем металлическом шкафу. А в одной из операционных пациента приходится класть на кушетку, замаскированную под хирургический стол…
Но это так, пустяки, все будет по высшему стандарту в самое ближайшее время. Главное, что хирургов теперь здесь полный комплект: было двое, пришли еще четверо. В результате коллектив сложился удивительный – интернациональный. У операционного стола могут сойтись одновременно выходцы из Осетии, Таджикистана, Киргизии, понимающие друг друга даже не с помощью великого и могучего, а исключительно благодаря профессии и трепетному отношению к пациенту.
Старожил хирургического отделения Салим Ачабаев в Суворове уже 33 года. Приехал по распределению после окончания Дагестанского мединститута отрабатывать обязательный срок, супругу Анну привез, врача общей практики из Мордовии. Да так и остался на Тульской земле, врос в нее. Сейчас в Суворовском районе трудно найти человека, который не знал бы Салима Гиреевича и не был бы ему благодарен. Потому что хирург он в самом буквальном смысле слова – практикующий. В операционной каждый день. В год в отделении выполняют 1100 операционных вмешательств, то есть по три в день, если резать и шить без выходных и отпусков. Пациенты, да и коллеги зовут Ачабаева ласково – Салимушка – за отеческое участие в каждом больном. Он не делает различий между простым человеком и ВИП-персоной, одинаково уважительно общается с подростком, пришедшим вынуть из ушей «тоннели», и старенькой бабушкой, которую совсем замучили «камни в печенях». «Люблю я их, – говорит Салим Гиреевич, – и работу свою люблю».  
Новые хирурги появились в ЦРБ благодаря программе развития кад­ровых ресурсов государственных учреждений здравоохранения, по которой молодым специалистам достается от 500 до 800 тысяч рублей единовременной выплаты. Да еще жилье могут предоставить или оплатить его найм. Похоже, программа производит впечатление не только на местных медиков, она котируется уже по всему бывшему Союзу, если в Суворов в этом году приехали работать три начинающих врача из республик Средней Азии, двое с Украины.
– Все, что я знаю и умею, и они узнают и сумеют, – говорит доктор Ачабаев, а это значит, что уж с чем с чем, а с хирургической помощью в больнице и впредь будет все в порядке.
Но прыткие молодые специалисты решили пойти еще дальше. Сейчас двое из них учатся выполнять малотравматичные вмешательства, в конце декабря в ЦРБ появится лапароскопическая установка, и те операции, на которые приходилось посылать пациентов в Тульскую областную больницу, будут делаться здесь.
Суворовская хирургия не знает специализации, она общая. Поэтому профи, подобные Салиму Гиреевичу, – настоящие универсалы. А иногда им приходится выходить за рамки даже этого определения.
– Тут у нас рядом магазины, публика вокруг них известно какая, – рассказывает доктор Ачабаев. – Как-то принесли оттуда семнадцатилетнего мальчишку с ножевым ранением сердца. Я его прооперировал – работающее сердце зашил. Тут главное успеть, чтобы кровь не вся вытекла. По-хорошему, нужен аппарат искусственного крово­обращения, другие инструменты, материалы, бригада хирургов… Но такие вещи есть в клиниках совершенно иного уровня… На седьмые сутки мальчишка из больницы сбежал. Я на скорой помощи ездил к нему домой, швы снимал там. От ранения он оправился совершенно, только вот от своих вредных привычек уйти не смог. Через какое-то время попал в колонию. Освободился, а работать не хочет. Сейчас я его частенько у того же магазина вижу, где ему когда-то нож в миокард воткнули. Пьет, бедолага… Откровенно говоря, вот эта тяга к саморазрушению всю жизнь поражает меня в русском народе. В осетинской культуре такого нет, у нас, наоборот, нацеленность в будущее.  
В районном центре больницы скорой помощи, естественно, нет, и функции такого учреждения выполняет ЦРБ. Днем в хирургии в основном плановые операции, а ночью везут огнестрельные и ножевые ранения, травмы, даже острый живот, как правило, тоже везут ночью: наши люди терпят до последнего и вызывают «скорую», только дойдя до точки. Кроме населения Суворовского района хирурги оказывают помощь Одоевскому, Арсеньевскому районам и жителям поселка Славный. Так что пациентов хватает.
На малую родину Салим Гиреевич ездит летом – отдыхать, вместе с супругой, дочерьми, внуком. Так же, скорее всего, будут делать и остальные члены его интернациональной хирургической бригады. Особой ностальгии по тому месту, где родился, Ачабаев не испытывает, Тульская земля прочно вошла в его сердце. Ностальгия есть по оставшейся в прошлом огромной стране, где люди всех национальностей понимали друг друга, как сейчас его коллеги в операционной. На человеческом уровне развала, разделения и сегодня нет, считает доктор, в разные стороны смотрят политики и страны, а нормальные люди каждый день просто делают дело.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему