Общество

Оружие, которое никогда не пустят в ход

Состоялась презентация завершающей части новой постоянной экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности» Тульского государственного музея оружия, которая разместилась на 4-м и 5-м этажах знаменитого «шлема».


Марина ПАНФИЛОВА
Сергей КИРЕЕВ

Принцип фортеции
Это основа, на которой разрабатывала проект группа специалистов под руководством заслуженного художника Российской Федерации, художественного руководителя «МузейМедиа» Александра Конова.
По его замыслу, в основу оформления положен принцип построения системы оборонительных укреплений сложной формы с большим количеством острых углов. Витрины на разных этажах имеют различное размещение относительно друг друга. Если в первом зале они расположены в непосредственной близости друг к другу, то далее расстояние между ними постепенно увеличивается, они напоминают разлетающиеся осколки, что символизирует распад агрессии.
Экспозиция на четвертом этаже посвящена периоду от окончания Второй мировой войны до современности. Здесь представлены отечественные образцы боевого, охотничьего и спортивного стрелкового оружия. Особо подчеркивается вклад военно-промышленного комплекса Тулы в оснащение Российской армии современными образцами военной техники, поэтому в экспозиции широко демонстрируется продукция тульских оборонных предприятий.
– Петр Первый любил крепости и парки, вот и у нас уличное пространство станет продолжением экспозиционного: зеленые насаждения вокруг музея будут расположены так же остро, агрессивно, деконструктивистски, и все будет совмещено с демонстрацией военной техники, – поделился планами Конов. – Как ни парадоксально, человечество выжило благодаря оружию: когда наш первобытный предок взял в руки палку, а потом сделал из нее копье, он стал сильнее всех диких зверей, которые могли его уничтожить. И сегодня это актуально, только противостоят друг другу люди, и будем надеяться, что у них хватит ра­зума не пустить это оружие в ход.

«Тула похожа сама на ружье»
Каждая витрина по своей конструкции является аналогом винтовки: нижняя часть выполнена из дерева, что соотносится с прикладом, а верхняя, металлическая, символизирует ствол. Средняя застекленная часть, в которой расположены экспонаты, по своему значению приравнена к ствольной коробке − наиболее важной и сложной составляющей стрелкового оружия. Но если на первом этаже используется железо, то на четвертом – материалы современного стрелкового оружия: вороненая сталь и темный пластик.
– Эти конфронтирующие между собой материалы выбраны не случайно: они побуждают к размышлению, философии. Особую роль играют центральные пятиугольные витрины, соединяющие этажи единой осевой линией благодаря зеркальному отражению. Они декорированы символической кольчужной сеткой, передающей идею преемственности героических традиций защиты Отечества на протяжении всей истории России, – рассказала директор ТГМО Надежда Калугина. Она упомянула, что сейчас общая площадь всей экспозиции составляет 5200 квадратных метров, экспонируется около 1700 единиц оружия.
Генеральным подрядчиком проекта стала московская компания «Арт-Курьер». Ее генеральный директор Александр Зарецкий поделился впечатлениями:
– Мы с самого начала оформления Тульского государственного музея оружия воплощаем в жизнь все идеи, которые придумывают дизайнеры, художники. Даже не верится, что прошло четыре года, и вот – экспозиция практически завершена, в ней нашла отражение история оружия, эволюция боевой техники. Мы с моими коллегами работали с таким интересом: разве можно оставаться равнодушными к этой теме?.. И знаете – я с удовольствием приведу сюда своих детей, чтобы показать им то, чем по праву гордится Россия.

Лента времени
В постоянной экспозиции широко используются новейшие мультимедийные комплексы с применением передовых инновационных технологий. В залах размещены диорамы, включающие в себя современные мультимедийные разработки. Кроме того, все экспозиционные залы оснащены системой навигации по QR-кодам, позволяющей получить информацию об интересующем экспонате на экране мобильного устройства. Посетители могут воспользоваться аудиогидами на русском, английском, немецком и китайских языках. В настоящее время ведется работа по внедрению в экспозицию системы дополненной реальности на базе платформы Artefact, разработанной при поддержке Министерства культуры РФ.
Особое место отведено «Ленте времени», которая представлена на видеостене и отражает основные события мировой истории и истории нашей страны с середины ХХ века и до наших дней. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной, конфликт в Карибском море, полет Гагарина, война в Афганистане, Олимпиада-80 – вот лишь некоторые вехи.
Объемно-пространственные композиции, расположенные по периметру огромного зала, – как окна в прошлое. Заглянув туда, можно пообщаться с виртуальным солдатом 12-й погранзаставы российских войск «Сари Гор» на таджикско-афганской границе – наши ребята воевали и погибли там в июле 1993 года. В «Конструкторском бюро» воспроизведено помещение одного из тульских КБ второй половины XX века – с виртуальными конструкторами и сенсорной энциклопедией на кульмане.
Главный менеджер проекта новой постоянной экспозиции Юрий Елисеев рассказал, что эволюция боевой техники показана в тесной связи с российской военной историей, развитием оружейного производства и ролью конструкторов-оружейников.
Все экспонаты – а их десятки – подлинные: по объявлениям в Сети закупались чертежные приборы прошлых лет, инструменты, которыми работают граверы, бронежилеты, тельняшки.
Рядом находится подлинная кабина вертолета Ми‑8, в которой можно совершать «боевые» вылеты с использованием технологии виртуальной реальности.
А интерактивная электронная энциклопедия «Оружие второй половины XX – начала XXI века» знакомит не только с образцами российской и зарубежной военной техники, но и с проектами оружия будущего.

Другие новости