Общество

00:00, 12 мая 2018

Остановки на станциях мужества

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

Каждый год в канун Дня Победы по стальным магистралям региона едут необычные «Поезда Памяти». И они останавливаются там, где шли ожесточенные бои, где погибали железнодорожники, где перебрасывали на фронт танки и артиллерию. Отношение к таким поездкам у пассажиров и тех, кто их встречает, – особое.\

В поезде по маршруту Чернь – Тула отправилась и репортерская группа «Тульских известий». Первый митинг прошел на станции Чернь. Руководитель «Поезда Памяти» Игорь Горочкин напомнил, что славная традиция существует уже восьмой год.
– На участке Чернь – Горбачево курсировали три бронепоезда. В память об этом к 70-летию Победы здесь открыли мемориал, – произнес он. – На долю наших отцов и дедов выпали тяжелейшие испытания. Так, здесь в ходе налета немецкой авиации погиб дежурный по станции Владимир Колотилов. Мы чтим подвиги железнодорожников. А тех ветеранов, кто выжил во время войны, сегодня остается все меньше и меньше.
Например, на территории муниципального образования Тургеневское остались всего один ветеран и два узника фашистских лагерей.
Василий Халимошкин ковал Победу в тылу с 1943 года. С тринадцати лет он работал в сельском хозяйстве.
– Пахал на коровах, – поделился Василий Иванович. – Когда убирали урожай, то носили его на руках – транспорта не было. Трудно пришлось, конечно. Голодали и мерзли. Но активно трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы».
Затем поезд отправился на станцию Скуратово. Среди тех, кто его встречал, был и учащийся 4-го класса Никита Попов. Он бережно нес в руках от вокзала до стелы в память о скуратовских железнодорожниках, павших в «сороковые, роковые», портрет фронтовика-орденоносца Филиппа Туркина – уроженца Чернского района. Этот офицер в боях в районе Бобруйска руководил разведкой путей отступления противника и захватом пленных, получил несколько ранений.
– Я знаю, что и в моей семье были ветераны, – говорит школьник. – Например, воевала моя прабабушка Лида.
А на станции Горбачево Плавского района собравшиеся наблюдали за торжественной церемонией открытия военно-мемориального комплекса, посвященного присвоению поселку почетного звания «Населенный пункт воинской доблести». От работы этой станции зависело многое: эвакуация мирного населения и оборудования заводов, быстрый пропуск санитарных поездов, свое­временное обеспечение Красной армии техникой, боеприпасами, продовольствием. Гитлеровцы, зная об этом, постоянно направляли на нее бомбардировщики. Налеты порой шли по нескольку раз за день. Железнодорожники, борясь со сном и усталостью, оперативно восстанавливали пути. Под бомбами гибли вагонники, машинисты, обходчики… Именно поэтому в наши дни на тульских станциях создаются мемориалы, призванные увековечить подвиги работников стальных магистралей. Здесь появились две железнодорожные платформы, на которых установили зенитный арткомплекс С-60 и самоходку ИСУ-152.
– Огромное спасибо тульским железнодорожникам и лично Александру Потапенко за внимание к военной истории края, – выразила благодарность начальник отдела развития музейно-выставочной деятельности и культурно-познавательного туризма областного министерства культуры Лариса Козлова. – Видно, что в этот комплекс вложили сердце и душу.
– «Поезда Памяти» отправились не только из Черни, но и из Белева и Мордвеса. Когда ты находишься в этом святом месте, где покоятся останки тех, кто встал на пути врага, кто отдал свою жизнь ради того, чтобы сегодня над нами было чистое небо, то невозможно не волноваться, – обратился заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко. – Горбачевцев можно поздравить с тем, что их поселок теперь удостоен высокого звания «Населенный пункт воинской доблести». «Поезда Памяти» идут для того, чтобы мы низко поклонились тем, кто отдал жизнь за Родину. Мы делаем все возможное для сохранения для потомков правды о героях и воспитания поколений. Над Горбачевом кружили черные тучи немецких самолетов. Казалось, после их налетов было невозможно быстро восстановить пути, но проходило несколько часов – и вновь через станцию шли эшелоны. Разве это не мужество?
В создании комплекса участвовали несколько организаций, в том числе АО «Тулажелдормаш». Так, под самоходкой установлена платформа с завода, изготовленная еще в 1932 году. Пару лет назад на ней возили стружку. Александр Потапенко увидел ее на предприятии и предложил найти платформе другое применение: технику привели в порядок и с радостью отдали для мемориала в Горбачеве.
– История войны неотделима от нашего предприятия, – говорит генеральный директор АО Максим Деревянко. – Это святое дело – сохранять память о Великой Отечественной.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий