Общество

17:10, 18 октября 2018

От поиска кораблей до изучения родников

Романтики, готовые опуститься на дно моря, чтобы изучить место гибели старинного корабля. Исследователи, которым важно найти советский разбившийся бомбардировщик или истребитель. А еще они очищают планету от мусора, пишут книги, штудируют архивные документы...

Сергей МИТРОФАНОВ

Заповедник Второй мировой
Экспедиционная деятельность – одно из основных направлений работы Тульского областного отделения Русского географического общества. Наших земляков порой заносит в такие дали, куда и добраться непросто – поездом, а потом кораблем.
– Комплексная экспедиция «Гог­ланд», нацеленная на исследование внешних островов Финского залива, проводится несколько лет, – говорит председатель ре­гио­наль­ного отделения РГО Олег Золотарев. – Студенты ТулГУ как-то высадились на островах Гогланд и Большой Тютерс. Это очень интересные районы – практически заповедник времен Второй мировой войны, который долгое время был закрыт для посещений. С помощью георадаров там выявили глубоко в почве позиции германских орудий. Организовали раскопки, которые показали: артиллерия сохранилась неплохо. Военная техника затем вывозится на материк, реставрируется и передается в музеи. Впрочем, участники экспедиции занимались не только поиском редких образцов вооружения, а также захоронений солдат, но и убирали скопившийся техногенный мусор.

Оружие и гвозди
Славу РГО приносит и под­вод­но-археологическая экспедиция «Корабль «Святой Александр» у мыса Тарханкут в Крыму. 66-пушечный линкор затонул там в 1786 году и был обнаружен тульскими исследователями только в 2005-м. С той поры наши земляки регулярно обследуют место его гибели. Экспедиция постоянно на слуху – о погружениях аквалангистов снимают документальные фильмы, пишут книги.
– Особый интерес для нас в этой экспедиции представляет то обстоятельство, что снабжение строящихся в Херсоне кораб­лей Черноморского флота чугунными изделиями – это ядра, бомбы, балласт, книпели (соединенные толстой цепью чугунные болванки, предназначенные для уничтожения парусов и мачт вражеского судна) – осуществлялось с баташевских и демидовских заводов, – продолжает Олег Александрович. – Также согласно архивным сведениям все ручное абордажное оружие – мушкетоны, ружья, пистолеты, тесаки, пики, топоры – для экипажей кораблей Черноморского флота изготавливалось тульскими оружейниками. В одном из архивов хранится дело «О заготовке железных гвоздей для постройки судов и командировании с этой целью в Тулу лейтенанта Шурмана». Большинство документов в нем – это рапорты Шурмана об отправке из Тулы сотен пудов гвоздей в Херсон. Так что Тула не только поставляла оружие на флот, но и сами корабли строились на тульских гвоздях. В чем ценность находок со «Святого Александра»? Это единственный линейный корабль Российского флота, потерпевший крушение на Черном море в XVIII веке. Его остатки сохранились на дне моря и являются уникальным памятником материальной культуры.

Авиационный проект
Участвовали туляки и в экспедиции «Большой десант». Дайверы обследовали несколько затонувших судов и самолетов на дне Керченского пролива, погибших в ноябре-декабре 1943 года при высадке советского десанта в районе поселка Эльтиген. Тогда были обнаружены и подняты со дна элементы кабины и вооружение знаменитого штурмовика Ил-2.
Успешно была решена и одна из основных задач подводной части экспедиции – подъем на поверхность недалеко от таманского берега советского истребителя «Киттихаук» Р-40 американского производства. Помощь в проведении операции по извлечению авиационной машины со дна в шести километрах от берега оказали строители Керченского моста. Истребитель был сильно заилен, поэтому хорошо сохранился. Работа по его «расшатыванию» и подъему с девятиметровой глубины шла в три смены. Вес фюзеляжа с крыльями и хвостовой частью – более 3,5 тонны.
Еще один перспективный проект РГО, связанный с Военно-воздушными силами, – «Герои тульского неба». Его цель – увековечение памяти летчиков, не вернувшихся с боевого задания на территории региона в годы Великой Отечественной войны. Олег Золотарев и его единомышленники говорят: только дилетанты считают, что активных боевых действий с участием авиации Красной армии и люфтваффе в Тульской области не велось. На самом деле немецкие самолеты проносились над тульскими городами и поселками даже в 1944 году! Советские авиаторы мужественно вступали с ними в бой и нередко гибли. При этом места падения краснозвездных машин в большинстве случаев до сих пор остаются неизвестными. А значит, нужно в военных архивах России на регулярной основе проводить поиск и изучение документов летных частей, опрашивать в глубинке местных жителей, заниматься организацией поисковых разведок и масштабных раскопок. И в итоге необходимо создать базу данных по сбитым или потерпевшим катастрофу самолетам и их экипажам. Возможно, понадобится и привлечение иностранных историков.
– Я сам больше двадцати лет активно занимался поисковой работой, и нам попадались места падения самолетов. Мы обследовали их, но как-то бегло, потому что раскопки занимают очень много времени, денег, нужна и серьезная землеройная техника. Поиск мест падений самолетов сопряжен с многими трудностями: зачастую крылатые машины лежат в лесистой или болотистой местности, их приходится извлекать с большой глубины из сильно обводненного грунта. При этом за четверть века официального поискового движения в Тульской области стало известно лишь об одном случае захоронения обнаруженных останков летчика Тимофея Деменко и установлении его судьбы, – говорит наш собеседник. – В рамках проекта «Герои тульского неба» предполагается активизировать авиационно-поисковую работу с привлечением не только искателей, но и туристов, студентов и школьников. Первый подобный опыт при участии Тульского областного отделения Русского географического общества уже имеется. В Белевском районе с осени 2016 года ведутся раскопки на месте падения советского самолета, погибшего вместе с экипажем в 1941-м. Поддержку этой экспедиции оказал губернатор Тульской области Алексей Дюмин – при его содействии поисковикам был предоставлен экскаватор, что позволило значительно продвинуться в раскопках.
А еще Олег Золотарев и его единомышленники готовы развивать просветительские, издательские, экологические проекты: обследовать и вносить в каталоги родники Тульской области, высаживать дубки на месте Зеленой дубравы на Куликовом поле, очищать от мусора дно водоемов, проводить географические диктанты, создавать музеи, организовывать встречи с путешественниками, печатать книги о моряках...
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему