Общество

09:00, 26 декабря 2014

Память весом в две тонны

 Сергей МИТРОФАНОВ

О том, что в Туле необходимо установить памятник сотрудникам органов госбезопасности, партизанам, бойцам разведывательно-диверсионных групп и истребительных батальонов, внесшим существенный вклад в разгром гитлеровцев, одним из первых заговорил еще в октябре 2012-го ветеран ФСБ России Вячеслав Салихов.

Автомат
как наглядное пособие

– Мы бы хотели его видеть у кремля, в сквере напротив регионального управления ФСБ, – предложил он на одной из встреч с общественными организациями.
Сказано – сделано. Вскоре в газете появилось объявление о проведении конкурса на лучшую скульптурную композицию. Принять участие в нем решили и московские творцы, и местные. Среди них – наш земляк Юрий Уваркин. Сегодня мужчину можно найти в мастерской Тульской организации Союза художников на Красноармейском проспекте.
– Спускайтесь вниз и поворачивайте налево, в подвал, – вот там и увидите его, – посоветовала вахтер.
О том, что ты попал в гости именно к Юрию Алексеевичу, красноречиво говорил реквизит времен «сороковых роковых». В комнатушке на плечиках висит энкавэдэшная шинель с портупеей и кобурой, а под ней расположились автомат ППШ и винтовка Мосина. Данные реликвии здесь не только для вдохновения, но и выступают своего рода наглядным пособием, чтобы скульптор в процессе работы как можно точнее передал детали вооружения и обмундирования.
– Все это передал реконструктор из военно-исторического клуба «156-й полк НКВД» Денис Сидоров, за что ему огромное спасибо, – пояснил вышедший к нам Уваркин.
А в соседнем помещении – эскиз будущего памятника. Четыре фигуры на фоне стены Тульского кремля: два человека в форме, олицетворяющие бойцов с передовой, и двое в штатском – истребитель и партизан. На диванчике – пара фотографий легендарного Анатолия Горшкова. Как известно, этот человек в 1941-м был командиром Тульского рабочего полка, оборонявшего оружейную столицу. А после того как фашистов отбросили далеко от стен областного центра, Анатолий Петрович занимался формированием и переброской в тыл врага партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп. В честь Горшкова в музее, расположенном на территории регионального Управления ФСБ, куда по понятным причинам  попадают далеко не все желающие, открыта экспозиция, в которой представлены форма, награды, фотографии одного из самых активных участников обороны Тулы.

Богатый дезертир

О том, как воевали чекисты, партизаны, истребители и диверсанты, мы узнаем только в наши дни – когда сотрудники органов госбезопасности частично рассекретили старые пожелтевшие отчеты и докладные записки. Некоторые бумаги вошли в сборник «Хранить вечно. Документы 4-го отдела», изданный в 2008 году и уже ставший библиографической редкостью – ведь его тираж всего 100 экземпляров.
Так, в книге приводится докладная записка начальника Ефремовского райотдела УНКВД лейтенанта госбезопасности Надеждина о деятельности истребительных батальонов, партизанских отрядов и диверсионных групп. Из нее следует, что бойцом истребительного батальона в Ефремове в октябре 1941 года во время патрулирования был задержан дезертир одной из воинских частей. Мужчина служил кассиром, а потом по какой-то причине решил, что пора держаться подальше от фронта. Но убежал он из армии не с пустыми руками, а прихватил аж 125 тысяч рублей!
Ефремовские истребители и милиционеры не только ловили дезертиров, но и несколько раз ходили в тыл противника в Тепло-Огаревский и Чернский районы. Оттуда они приносили важные сведения о концентрации германских войск, которые передавались спецсводкой командующему 3-й армией генерал-майору Крейзеру. После этого командование отдавало приказы нанести точечные удары с воздуха по скоплениям оккупантов. Например, в октябре в Тепло-Огаревском районе нашими патриотами было замечено до 100 немецких танков, после чего советская авиация сбросила на них бомбы.
Опубликованы в сборнике и сведения о деятельности партизан под Сталиногорском (ныне Новомосковск). Там они ликвидировали четырех офицеров вермахта и около 40 солдат. Оккупанты отомстили партизанам – один из них, Смирнов, был повешен гитлеровцами на опоре уличных часов…
– Мне дали ознакомиться с книгой, читаешь ее и удивляешься – мы ведь по сути долго ничего не знали об этих подвигах, – рассказывает скульптор. – После этого уже гораздо глубже проникаешься атмосферой тех далеких лет, а на этом фоне появляются определенные творческие мысли, ты уже точнее представляешь характеры людей, которые тогда воевали.
У Уваркина отношение к вой­не особое. Два его деда были на фронте, а бабушка ковала победу на заводе «Штамп».
Поэтому Юрий Алексеевич просто не мог не откликнуться на предложение поучаствовать в конкурсе. Тем более что памятников чекистам в стране не так уж и много. Хотелось внести свою лепту в дело увековечения памяти о тех, кто громил гитлеровцев. Для конкурса наш земляк выполнил два варианта памятника – и оба они вышли в финал. Организаторы стали ломать голову: какой же выбрать, если оба «вкусные»? В конечном итоге остановились на фигурах у кремля.

Важна
каждая мелочь

– Учесть нужно много нюансов, – продолжает собеседник. – Сотрудники УФСБ помогали мне советами. Подход к созданию композиции – чисто исторический. К примеру, один из типажей – капитан Горшков – носил автомат ППШ. Я хотел, чтобы у этого оружия был рожок, а мне подсказали: «У ППШ в 41-м был не рожок, а диск».
Впереди еще долгая работа. Чего только стоит такой ответственный и сложный процесс, как отливка в бронзе. Изготавливать скульптуру планируется на машзаводе. Масса – не менее двух тонн! Потом – монтаж, подведение газа для Вечного огня. Одному тут, конечно же, не справиться. Уваркину помогают сын, а также Дмитрий Васильев, Арсений Воркин и другие единомышленники.
– Тут важно, чтобы пошла работа. А она то идет, то порой стопорится, – признается скульптор.
Новость о том, что в Туле появится памятник чекистам, вызвала у кого-то недоумение. Иные горожане говорили: зачем увековечивать память тех, на ком держался сталинский режим и кто проводил репрессии? Уваркин не спорит: да, были репрессии, но, с другой стороны, не все же сотрудники госбезопасности только и делали, что искали «врагов народа». Как видим, были и те, кто оборонял Тулу, кто в тылу оккупантов подрывал эшелоны и автомобили с пехотой, кто ликвидировал предателей и немецких ставленников, кто добывал данные о расположении вражеских войск… И еще неизвестно, устояла бы Тула, если бы не Горшков и его верные люди.
Немного статистики. Известно, что в 1941-м сотрудниками областного Управления НКВД было подготовлено для борьбы в тылу противника 329 партизанских отрядов и диверсионных групп численностью 2150 человек. В период обороны оружейной столицы в боевых действиях приняли участие не менее 990 человек из 188 формирований. Они уничтожили 17 танков, 159 автомобилей, 8 орудий, пленили экипаж сбитого бомбардировщика, ликвидировали множество вражеских солдат и офицеров, совершили другие подвиги. Так что вклад патриотов однозначно заслуживает уважения. Планируется, что памятник откроют в Туле к 70-летию Победы.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий