Общество

09:00, 11 марта 2016

Паспорт, который всегда с тобой

 Людмила ИВАНОВА
 Пресс-служба УМВД

В 75 лет туляк Федор Петрович Зайченко стал терять память. Однажды он вышел из дома и не вернулся. Искали его несколько лет, но так и не нашли. То ли погиб, то ли уехал, – но по-любому сгинул.
С той поры прошло семь лет, и родная сестра Зайченко тоже разменяла восьмой десяток.
– Мы очень испугались, что она может повторить судьбу брата, и уговорили пройти дактилоскопию. Процедура-то бесплатная, занимает десять минут, зато теперь есть полная уверенность, что наша любимая мама и бабушка не пропадет!

На страже мертвых и живых
Дочь Анны Петровны абсолютно права. Сегодня дактилоскопическая регистрация помогает распознать забывчивых стариков и мелковозрастных любителей убегать из дома – конечно, в том случае, если их данные уже есть в полицейской базе. Велико ее значение и в работе с представителями экстремальных профессий и видов спорта. Конечно, снятые отпечатки пальцев прежде всего могут пригодиться для опознавания мертвых, но известна масса случаев, когда картинка папиллярного узора возвращала прошлое тем, кто ударился головой, спускаясь в одиночку по бурной речке или с горного склона, кто вышел за продуктами и забыл свое имя.
Случалось и так, что дактилоскопическая экспертиза позволяла людям с уверенностью строить будущее.
Пришел как-то в УМВД мужчина, чтобы получить справку об отсутствии судимости. Вбили в компьютер его данные – имя, дату и место рождения, и техника выдала, что принадлежат они рецидивисту, на совести которого несколько убиенных душ.
Сразу возникли две версии: либо мужчина – обнаглевший преступник, понадеявшийся на волю случая, либо база дала сбой.
Чтобы развеять сомнения, заявителю предложили сделать дактилоскопию, сравнили его отпечатки с узором двойника, аналогии не нашли и выдали нужную справку.
Бывает и так, что документы теряются. Если это происходит вдали от дома, проблема превращается в глобальную: попробуй докажи, что ты тот, за кого себя выдаешь? Но если человек уже проходил дактилоскопическую регистрацию, для установления личности потребуются считаные минуты. Нужно только снова снять отпечатки и сравнить с теми, которые уже есть в базе данных.
– Дактилоскопическая регистрация у многих ассоциируется с детективами и преступным миром. Но сегодня эта государственная услуга позволяет вносить ясность в судьбы вполне законопослушных граждан, – говорит начальник отдела криминальной информации информационного центра Управления МВД России по Тульской области Игорь Евстратов.

Мона Лиза – за пальчики!
Уникальность узора пальцев и ладоней, который сохраняется с рождения и меняется только в размерах, заметили еще в древнем мире. В одних странах отпечатки использовались как подпись к документу, в других – в системе гадания о личных особенностях человека, чертах его характера, пережитых событиях и грядущей судьбе. Но если хиромантия не нашла научного подтверждения, то дактилоскопия оказалась в ряду самых надежных способов опознания человека.
Первые сведения о применении этого метода относятся к 1892 году, когда по кровавым отпечаткам пальцев жительницу Аргентины изобличили в убийстве двоих собственных детей. Вскоре началось триумфальное шествие дактилоскопии по всему миру: вслед за Южной Америкой ее взяли на вооружение Британская Индия, Венгрия, Австрия, Германия…
Россия приняла этот метод в 1906 году, отказавшись от установления личности по данным антропометрии, когда у преступника измерялись внешние пропорции тела, рук и ног.
Дольше всех сопротивлялась дактилоскопии Франция. Но после того как из Лувра похитили знаменитую «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, под влиянием общественного мнения экспертизу ввели и в этой стране.

Метод в цифрах и фактах
Сегодня только в Тульской области создано более 730 тысяч дактилоскопических карт. Обязательную регистрацию папиллярных узоров по понятным причинам требуют от военнослужащих, полицейских, сотрудников ФСБ, исполнителей наказаний, частных охранников и мигрантов, независимо от того, приехали последние как гости, беженцы или соискатели работы.
– В принудительном порядке «откатываются» пальцы и ладони подозреваемых и преступников. База данных на них ведется с тридцатых годов прошлого века. При этом информация хранится до 80 лет или до факта смерти, – уточнил Игорь Владимирович. – Благодаря этому много и «сработок».
В прошлом году, к примеру, 430 отпечатков с места преступления совпали с зарегистрированными. Больше 80 процентов опознаний трупов тоже происходит с помощью дактилоскопии.
Кстати, с 2007 года начался перевод бумажных документов в электронный массив. И если раньше папки с картами занимали несколько комнат, то теперь – один сервер. Бесспорно, что и работать с ними тоже стало намного легче. Лет десять назад по отпечаткам пальцев за год опознавали 17–20 тел, а  теперь 100–150. При этом если ввести данные четырех пальцев, уже через пять минут компьютер ответит, есть ли такие в региональной базе. Ну а за  сутки «отсканирует» федеральный банк.

Проверено на себе
Если раньше пальчики «откатывали» с помощью типографской краски, то сегодня пачкать руки совсем не обязательно. Во многих отделах внутренних дел стоит система «Живой сканер» Папилон. Оборудован им и ОВД Советского района Тулы, где добровольную дактилоскопию прошли журналисты.
Прежде чем оставить отпечатки, пришлось написать заявление на выданном бланке. ФИО, возраст, адрес проживания – словом, все то, что поможет идентифицировать личность.
Знакомство с системой «Живой сканер» пишущую братию ничем не удивило: персональный компьютер, клавиатура, лазерный принтер…  Пожалуй, от привычного отличается только оптический сканер, представляющий собой открытое стекло величиной с ладонь. Именно он и фиксирует неповторимый узор.
Сотрудница полиции вносит персональные данные в компьютер, потом поочередно прижимает к сканеру каждый мой палец, затем ладони. Изображение при этом сразу появляется на экране. Семь-десять минут – и принтер выводит дактокарту моих чистых помыслов, а в мои чистые руки выдается уведомление о прошедшей процедуре.
Кстати, стражи порядка утверждают, что человек, добровольно прошедший дактилоскопическую регистрацию, в последующем имеет право отказаться от нее и потребовать уничтожения результатов. В этом случае ему тоже должны дать соответствующее уведомление…
Итак, каждый гражданин имеет возможность обратиться за дактилоскопической регистрацией своих отпечатков. Пройти процедуру можно в органах внутренних дел по месту жительства или по месту регистрации. Подать заявление – там же или через портал госуслуг. В любом случае вас проинформируют о намеченном времени. Узоры пальчиков стариков и детей «зафиксируют» после обращения их родственников или опекунов.

Решайте сами…
Вполне закономерно, что у читателей возникнет вопрос: насколько хорошо защищается информация о дактилоскопированных гражданах? Не станет ли она доступной злоумышленникам? Какому из ведомств будет предоставляться и для каких целей? Не повлечет ли злоупотреблений со стороны силовых структур?
Игорь Евстратов утверждает, что причин для беспокойства нет. Каналы связи зашифрованы, материалы регистрации представлены в специализированном формате, а доступ к ним имеют только строго определенные сотрудники. При этом база данных находится не в Интернете, а непосредственно в Управлении внутренних дел.
Впрочем, каждый из нас волен решать сам, проходить или нет процедуру снятия отпечатков пальцев. Но какое бы решение ни было принято, бесспорным останется факт, что в критической ситуации данные дактилоскопии помогут со стопроцентной уверенностью установить личность человека. Ведь папиллярный узор – это тот «паспорт», который не потеряешь и не забудешь. Главное, чтобы было с чем сравнить.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий