Общество

09:00, 12 августа 2016

Пациенты идут на врача

В октябре у Донской городской больницы №1 юбилей – ей исполняется 90 лет. Возраст преклонный, но лечебное учреждение продолжает развиваться: недавно в его составе появилось несколько новых структурных подразделений.  Но главным по-прежнему является замечательное здание, глядящее на город с Бобрик-Горы сотней огромных окон. Когда-то здесь был шахтерский пансионат, а потому палаты только с одной стороны солнечного коридора, и так много уютных, утопающих в растительности фойе.

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В Донской больнице открыты несколько межрайонных отделений: акушерско-гинекологический стационар третьего уровня риска, травматологический центр второго уровня, урологическое отделение, делающее ставку на эндоскопические операции,  кардиологическое отделение, перешедшее на лечение инфарктов по федеральным стандартам. Но самое главное – учреждение остается единственной в стране маленькой больницей, которая участвует в  государственном заказе по эндопротезированию тазобедренных суставов.

Космические технологии
Оперативная активность ортопедов-травматологов Донской городской больницы всегда была высокой. Первыми в области при переломах костей они начали применять металлоконструкции с термомеханической памятью формы. Заимствованная из космостроения  технология в 1989 году казалась чудом. Никелит титана, которому в промышленных условиях придавалась определенная форма, при охлаждении растягивали и в таком виде имплантировали в нужное место. Там он, согретый теплом человеческого тела, вспоминал и принимал свою первоначальную конфигурацию, скрепляя осколки кости так, как хотел хирург.
– Сейчас эта методика уже с бородой, но она настолько себя оправдала, что в определенных случаях ничего лучше и быть не может, – говорит  заведующий отделением Константин Борисов.
Для любого журналиста этот доктор просто находка: о своей профессии он рассказывает, будто песню поет.
– Мы активно занимаемся блокирующим остеосинтезом – через маленькие разрезы под контролем рентгеновского аппарата шинируем сломанную кость изнутри, – рассказывает Константин Федорович, иллюстрируя рассказ рентгеновским снимком. – Смотрите, вот здесь внутри ноги виден длинный гвоздь, в него входит динамический винт, а тут он прикреплен для стабильности к кости двумя маленькими винтиками. При сложных переломах конструкция такого рода максимально быстро позволяет человеку встать в строй. Это современная методика, хотя сама идея не нова. При переломах длинных трубчатых костей мы применяем самые разные фиксаторы – все, что предлагает мировая ортопедия. Но я все мечтаю: вот придумали бы пену какую-нибудь, чтобы она по подготовленным каналам загонялась к месту травмы, а через несколько месяцев замещалась бы костной тканью. Такой костный клей перевернул бы подходы к оказанию травматологической помощи, уверен, это будущее нашей работы.
Борисов – сторонник узкой специализации, но оперировать приходится почти на всех костях и суставах. Был бы компьютерный томограф, спектр хирургической помощи можно было бы еще расширить. Но пока приходится радоваться рентгеновской С-дуге и рентгеннегативному (просвечивающемуся лучом) столу.
В год в отделении травматологии и ортопедии выполняется 730 операций, 70 из которых – установка тазобедренных эндопротезов. Именно этот вид высокотехнологичной медицинской помощи вывел местечковую больницу на ре­гио­наль­ный, и даже больше, уровень.

Операция – на мониторе
В Донском уже давненько делали эндоскопические операции на суставах, без разрезов, через прокол. В сустав нагнетается жидкость или специальный газ, вводятся инструмент и видео­устройство, и все свои манипуляции хирург осуществляет, глядя на монитор.
Когда такие «репортажи из-под коленной чашечки» стали казаться рутиной, травматологи  взялись за одну из самых востребованных методик – эндопротезирование  тазобедренных суставов.  Ими поставлено уже 350 эндопротезов.
Дончанин Сергей Буланников уже готовится к выписке. В очередь на эндопротезирование он стал в середине марта, 21 июля ему была сделана операция.
– Самое главное, боли – той, что была, уже нет, а я ведь от нее уже замучился, – рассказывает Сергей Алексеевич. – Новый сустав обещает другое качество жизни. Раньше люди годами такой операции ждали, искали спонсоров, а теперь через три месяца делают, и все бесплатно.
– Проблема с эндопротезированием тазобедренных суставов у нас в области решена, – подтверждает сказанное заведующий отделением Константин Борисов. – Благодаря работе минздрава для наших больных процесс подготовки к такой услуге значительно упрощен. К больнице приписано 120 тысяч человек из города Донского и Кимовского района. В Тулу на диагностику и оформление бумаг уже никто не ездит, а вы представьте, как это сложно для почти обездвиженного больного. Пациенты обследование проходят по месту жительства, я сам посылаю пакет документов в министерство, где больного ставят в очередь. В среднем на ожидание операции уходит три-пять месяцев.
Работа в травматологическом центре настолько сложна, разнообразна и оттого интересна, что коллектив здесь стабильный, даже медицинские сестры держатся за свои места. Остро не хватает только санитарок, ведь в отделении в основном лежачие больные.

Подобрать больного к протезу
Все операции по эндопротезированию, которые были сделаны в Донской больнице, следует признать удачными: так называемой ревизионной ортопедии не было ни разу, больные уходили отсюда на своих ногах и больше не возвращались. Но потребность в данном виде высокотехнологичной медицинской помощи будет только расти: срок эксплуатации протезов, которые устанавливались когда-то, истекает, и люди будут массово приходить на повторное эндопротезирование. Вал таких больных может захлестнуть страну уже в ближайшие годы. Поэтому мощности подобных отделений, по мнению Константина Борисова, следует наращивать, а протезы удешевлять с одновременным продлением срока их эксплуатации.
– Сейчас мы используем американские эндопротезы. Но когда-то выпускались наши, оте­чественные, и сносу им не было. Я консультировал женщину, которая 32 года проходила на протезе, установленном ей в Центральном институте травматологии и ортопедии, прежде чем он сломался. Для нашего военно-промышленного комплекса, который сегодня разворачивается в сторону медицины, выпуск эндопротезов мог бы стать реальным делом. А то сейчас мы иногда не протез больному подбираем, а больного к протезу.
В одной из палат Борисова ждет «хроническая» пациентка Лилия, которую доктор оперировал трижды:
– В результате дисплазии тазобедренных суставов я ходила с величайшим трудом, как каракатица. Три года назад Константин Федорович поставил мне правый протез, а несколько дней назад левый. Дефекты костей были настолько серьезными, что он сомневался в успехе, в Питер меня направлял на операцию, в Москву. Но я только ему доверяю. Это потрясающий доктор, он так умеет все объяснить, найти нужные слова… Простой, надежный, рядом с ним чувствуешь себя соратником в борьбе с болезнью. Борисов меня еще и после тяжелого перелома оперировал, так что я ему всей своей жизнью обязана. Выпишусь домой и смогу ходить как нормальные люди, а не перекатываться, как приходилось. Разве не счастье?
Со следующего года травматологи Донской городской больницы надеются перейти к эндопротезированию коленных суставов. У Лилии, кстати, с ними все в порядке, к общему удовольствию пациентки и доктора Борисова.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий