Общество

10:55, 05 апреля 2013

Педагогический расчет

В системе образования Тульской области трудятся 50 тысяч человек. Почти половина из них – педагогические работники школ. В абсолютном большинстве это специалисты с высшим образованием и даже приличной по региональным меркам заработной платой – в среднем более 20 тысяч рублей. Неплохая картина сложилась бы из выступления заместителя директора департамента образования Сергея Ненарочкина перед студентами педагогического университета, если бы не…
Опять же, по данным департамента, каждый третий педагог региона достиг пенсионного возраста. Учителя постепенно уходят на заслуженный отдых, и ежегодно муниципалитеты объявляют о вакансиях. Но занимать их выпускники профильных высших и средних специальных учебных заведений не спешат.
Статистика упряма: воспитанием подрастающего поколения в основном занимаются специалисты в возрасте от 35 до 55 лет. Молодежи до 25-ти в городских школах лишь 6,7 процента от общего числа учителей, в сельских – 4,7 процента.
– Наша задача – сделать все возможное для того, чтобы педагогический состав обновлялся и это положительно сказывалось на качестве образования детей, – подчеркнул Сергей Ненарочкин.
Основные меры поддержки, конечно, определены федеральным законодательством. В их числе – ежегодное бесплатное медицинское обследование, повышение квалификации не реже раза в пять лет за счет государства, получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья, оплата проезда работникам сельских школ, проживающим в городе, выплата пособия на санаторно-курортное лечение, компенсация на книгоиздательскую продукцию. Кроме того, нуждающиеся в педагогических кадрах муниципалитеты стараются предоставлять жилье, вводят собственные надбавки. Вдобавок гарантированный почти двухмесячный летний отпуск, сокращенная рабочая неделя, ряд социальных льгот…
И все-таки очереди из желающих работать в школе не выстраиваются. Почему?
– На деле все эти привилегии хороши только на бумаге, – возражают сами учителя. – Медицинское обследование представляет собой беготню по кабинетам, где никто никого не слушает, а если есть проблема – отправляют по месту жительства. Повышение квалификации – обязательные курсы, но с работы не отпускают: занимайтесь, а потом – по восемь уроков в день. При оформлении субсидии на жилье столько условий, что получить ее практически невозможно.
Выпускники вуза, проживающие в городах, как правило, имеют возможность найти более оплачиваемую и менее трудозатратную работу. В сельских муниципалитетах богатой альтернативы нет, и, как показала практика, заманить туда молодых людей весьма сложно.
– Из тех мер, которые казались серьезными, но не сработали, приходит на ум выплата полумиллиона рублей «подъемных» учителям, пришедшим трудиться в сельскую местность, – рассказал Сергей Ненарочкин. – В Тульской области девять выпускников приняли участие в этой программе. Из них только трое остались в профессии, при том что муниципалитеты еще и обеспечили их жильем. Главной причиной ухода ребята называли отсутствие инфраструктуры и нормального досуга в отдаленных населенных пунктах. А это значит, что усилий только органов образования для решения кадровой проблемы мало.
И тем не менее в последние годы в Тульской области наметилась положительная тенденция. Чиновники связывают ее с материальной стороной вопроса.
– Понемногу увеличивается число учителей, получающих единовременную выплату молодому специалисту, отработавшему учебный год, – констатировал Ненарочкин. – Если в 2009 году таких было 178 человек, то в прошедшем уже 284.
Никуда не делась и поставленная президентом задача довести уровень зарплаты педагогических работников до средней по экономике региона. С одной стороны, это практически гарантирует ежегодные повышения заработка. С другой – пока прибавки были очень незначительны, и регулярные отчеты о «среднем» заработке представляли собой скорее жонглирование цифрами, нежели давали реальную картину. «Зарплатная» проблема остается для сферы образования существенной.
А тем временем на федеральном уровне всерьез обсуждают возможность возвращения системы послевузовского распределения учителей. С точки зрения государства, расходы на бюджетное обучение студентов педагогических вузов и ссузов, которые затем не идут работать по специальности, – пустая трата средств. Так что следующие поколения выпускников вполне могут столкнуться с необходимостью отработать три года по направлению.
Елена КОЛОБАЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий