Общество

19:17, 23 июня 2014

Пересекутся ли параллели?

Екатерина ГАРБУЗОВА

Радикальная обрезка деревьев в Туле, когда от каштана или липы оставался ствол с несколькими культями вместо ветвей, сильно напрягала общественное мнение еще в ходе работ. Блогосфера и некоторые СМИ требовали прекратить это «надругательство» над любимыми аллеями туляков. Мол, если уж проводить кронирование, то умеренно.

Однако городские власти утверждали, что все под контролем, обрезкой  занимаются профессионалы, и коль они обещают, что у всех деревьев кроны восстановятся, значит, так и будет. Тем не менее весна показала, что тревожились туляки не напрасно: не всем деревьям-ампутантам удалось зазеленеть, а кучки листвы на тех, что все-таки проснулись, выглядят, мягко говоря, неубедительно…
Будем надеяться, что первый после оперативного вмешательства теплый сезон – еще не показатель, жизнь победит, ведь в конце концов даже пни пускают побеги.
Остался без майского цветения и знаменитый яблоневый сад городской больницы №1. Здесь антоновка, мельба, штрифель были обрезаны так же, как каштаны с липами на проспекте Ленина, то есть по декоративным, а не садоводческим принципам. Но такая уж, видно, сила была в этих буйных яблонях, что новая, пусть пока жалкая, крона начала формироваться абсолютно на всех! Старому саду оказалось все нипочем, и плоды здесь, наверное, будут, хоть и не в этом году.
С такими, как в первой гор­больнице, садовыми джунглями лечебные учреждения несколько десятилетий не знали, что и делать. Деньги на поддержание их в порядке хронически не выделялись, в результате чего территории некоторых больниц стали частично непроходимыми.
Площадь больницы 80 тысяч квадратных метров, общее количество деревьев – 1272, а еще есть кустарники – как посаженные при закладке больничного парка в 1960 году в день открытия больницы, так и разросшиеся самосевом. До прошлого года обрезка растительности из-за отсутствия финансирования проводилась только вдоль главных дорожек и линий электропередачи. Среди основной массы деревьев человек с ножовкой не появлялся никогда, и со временем больничный парк превратился в Берендеево царство, где стало страшно ходить. Высота яблонь превысила пять метров, они сплелись ветвями, из-за чего заросли представляли собой глухую, непроницаемую для глаза территорию, в отдаленные уголки которой передвигаться можно было, только прорубая себе дорогу топором.
Конечно, на цвету сад был великолепен! Особенно если ты смотришь на бело-розовое море с верхнего этажа ближайшей высотки, а не ведешь ребенка по узкой тропке в поликлинику, испуганно оглядываясь на каждый шорох. Вместо вспорхнувшей птицы на твоем пути мог возникнуть кто угодно: наркоман, эксгибиционист, собачья свадьба…
При проведении субботников с территории яблоневого сада сотрудники ЛПУ в большом количестве убирали пустые бутылки, использованные шприцы. Кроме того, от пожарной инспекции, МЧС, Роспотребнадзора неоднократно поступали замечания, что деревья заваливались на провода и вентиляционные каналы, создавая угрозу повреждения инженерных сетей. Высокие, густо разросшиеся деревья затеняли окна детской поликлиники и стационара, существенно снижая нормы освещенности и инсоляции, предусмотренные СанПиН.
А после падения яблок в высокую траву, которую из-за зарослей не представлялось возможным скосить, начиналось такое мощное гниение плодов, что грызуны становились настоящим бедствием лечебного учреждения. Конечно, сотрудники вели борьбу с упавшими яблоками, но сад неизменно выходил победителем: деревьев было слишком много, и щедрость их не знала границ. Начиная с Яблочного Спаса и до глубокой осени администрация больницы непрестанно ремонтировала калитку со стороны улицы Зои Космодемьянской: затовариться плодами в одичавший сад стремилось, кажется, все население соседних кварталов, регулярно выламывая закрытую дверь.
В таких условиях горбольница №1 просто не могла позволить себе не войти в областную целевую программу благо­устройства больничных территорий, на обустройство которых региональная казна уже второй год выделяет по 100 миллионов рублей. Впервые за все время существования учреждения нашлись деньги и на обрезку деревьев.
Как и положено, был организован конкурс подрядчиков, на который вышли две фирмы. Победила та, что согласилась провести весь комплекс работ за меньшую сумму. Но даже за эти средства фирма, по мнению многих, перестаралась: надоевшие яблони все равно заслуживали более нежного к себе отношения. Зато в саду, который теперь насквозь просматривается, хулиганствующие элементы больше не собираются.
– Безопасность и красота в государственном лечебном учреждении должны идти параллельно, – уверена главный врач больницы №1 Ирина Рублевская. – Согласитесь, что сад и в прежнем виде никакой эстетической ценности не представлял, за исключением короткого периода цветения. Для улучшения внешнего вида учреждения в прошлом году на территории сделаны дополнительные клумбы, посажены цветы, расставлены лавочки, урны, произведено масштабное асфальтирование. Сегодня все выглядит куда более культурно, чем прежде. Деревья, в том числе яблони, находятся в удовлетворительном состоянии, дали новые побеги, а это свидетельствует об их восстановлении и продолжении жизненного цикла.
Параллели безопасности и красоты при массовой обрезке деревьев, во многом изменившей облик тульских улиц, по-хорошему, должны были бы как раз пересекаться – и в больничном саду, и во множестве других мест. Будем надеяться, что вопреки законам математики так и случится. Ведь бензопилу пускали в ход специализированные организации, сотрудники которых имели необходимые знания по правилам кронирования и обрезки деревьев разных пород. И теперь они прекрасно понимают, что в течение двух лет заказчик может предъявить им свои претензии.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий