Общество

18:46, 13 ноября 2012

Пионер ближнего предела

На вопрос румынского молодежного журнала «Штиинцэ ши техникэ» («Наука и техника») о том, в какой момент прошлого ему хотелось бы попасть, если бы были возможны путешествия во времени, писатель-фантаст Владимир Немцов (1907–1994) ответил: «Я выбрал бы первые послевоенные годы, когда миллионы людей, уставшие от крови и напряжения, почувствовали, что настал наконец мир, что теперь можно и нужно спокойно трудиться. Это время стало началом нового расцвета наук, искусства и изобретательства». В 1945 году специалист по ультразвуковой радиосвязи изобретатель Владимир Немцов, награжденный орденом Красной Звезды за создание новых образцов радиотехники, опубликовал в журнале «Техника – молодежи» первый научно-фантастический рассказ. А затем за пять лет выпустил пять повестей и еще несколько рассказов. Тогдашнему читателю в условиях послевоенной нехватки всего и вся пришлась по вкусу эта незатейливая фантастика, рисующая чудеса техники зав­трашнего дня, которая вот-вот придет и в корне изменит привычный небогатый быт.
В конце жизни писатель назовет свои произведения технической фантастикой. «Почему я совершенно нарочито делаю героями книг самых обыкновенных людей? Хочу показать романтику подвига и труда на реальной, «приземленной» основе», – писал он.
«Немцов вездесущ, как Гос­подь Бог», – говорил о нем коллега-фантаст Александр Казанцев. Владимир Иванович выдвигается в первый ряд литераторов этого жанра, его книги издаются огромными тиражами, он обретает известность, признание и почет. В 1957 году на 50-летие Немцову вручается орден Трудового Красного Знамени. Владимир Иванович занимает руководящие должности в творческих и общественных организациях: заместителя секретаря парткома Союза писателей СССР (по тем временам весьма значимая фигура), руководителя секции научно-художественной и научно-фан­тастической литературы союза, члена Советского комитета защиты мира… Естественно, все это облегчало ему возможность издаваться и переиздаваться, получать высокие гонорары.
Положение Немцова в литературном мире выглядело прочным и незыблемым. Однако читателю уже становились скучны узкие рамки фантастики ближнего предела. Этот процесс начался с выходом «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова, где творческая мысль автора улетала в дальний космос с его неизведанными тайнами и удивительными приключениями, и еще более усилился с появлением в литературе братьев Стругацких, блиставших неистощимой фантазией.
Владимир Иванович в меру своих возможностей пытался остановить или хотя бы притормозить наступление фантастов новой волны, перенося – в духе того времени – литературные разногласия в плоскость политики. В конце 1960 года на объединенном пленуме правлений Союза писателей России, его московского и ленинградского отделений Немцов атаковал оппонентов заявлением об идеологическом вреде космической фантастики, которая «уводит от действительности». Его не поддержали, а через несколько месяцев, в апреле 1961-го, полет Юрия Гагарина в космос подвел, казалось бы, черту под дискуссией. Владимира Ивановича отодвинули в тень, но он не желал сдавать позиций и периодически выступал против того, что считал неправильным, недопустимым в литературе: например, в середине 1960-х выложил в печати то, что сегодня назвали бы идеологическим компроматом на братьев Стругацких…
Научной фантастики Немцов больше не писал – переключился на публицистику, в основном воспитательного характера. Почему? В какой-то мере Владимир Иванович ответил на это вопрос, еще будучи на волне успеха. «У теоретизирующих критиков существует некая авангардистская тенденция, с помощью которой они пытаются доказать, что фантасты-де должны вести за собой ученых, подбрасывая им те или иные идеи, подсказывать открытия и вообще определять направления науки и техники, – писал Немцов. – Мне думается, что это глубокое заблуждение. Наука развивается по своим законам, которые продиктованы жизнью, а не воображением писателя. Точно так же жизнь ведет за собой перо писателя, который призван ее отражать».
До конца своих дней – а Владимира Ивановича не стало уже в постсоветское время – он не изменял этим принципам. Та фантастика, которую он писал раньше, теперь уже не была востребованна, а писать «по-новому» он не хотел (и, возможно, не умел). Но у него было что сказать читателю, и он  говорил – своей публицистикой. Ее можно принимать или не принимать, считать устаревшей или, напротив, вполне современной – это дело вкуса каждого. Но в ряду публицистических книг Немцова есть одна, которая в любые времена будет интересна тулякам картинками жизни Тулы довоенных лет. «Параллели сходятся» – так она называется. Написана в 1968 году. Право же, стоит разыскать эту книгу, чтобы прочесть о велосипедных гонках на циклодроме, о цирке и политической сатире клоуна Виталия Лазаренко, для которого Владимир Маяковский написал цирковое  представление «Чемпионат всемирной классовой борьбы», о театре и гастролях в Туле известных актеров, об учебе на рабфаке и еще о многом, многом другом. О пламенных выступ­лениях Григория Каминского или, например, о том, как отец – «самый  отъявленный  безбожник  губернского масштаба» – взял сына с собой везти товарняком в Москву изъятые церковные ценности и как потом, после поездки, повел его… к заутрене «в великолепном соборе, внутри Тульского кремля».
Даже если бы Немцов ничего больше не написал, кроме этой книги, – он все равно заслужил ею благодарную память читателей, как минимум тульских. Что же до его технической фантастики… Признаться, в суете и напряженности современной жизни иногда так хочется взять такую книгу, где все спокойно, размеренно, предсказуемо и над которой не надо напрягать мозги.
Валерий РУДЕНКО
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему