Общество

18:16, 16 ноября 2015

По любви и по расчету

 Мария МАЛЫШЕВА
 Евгений ЛАТЫШЕВ

Урок, похожий на КВН по количеству смеха и на спортивные состязания по азарту, на самом деле – факультатив по математике. Оказывается, она может захватывать не хуже игры в квиддич – в нашем мире Гарри Поттер наверняка стал бы победителем всех олимпиад. Ведь математика все-таки очень похожа на магию...

Обратно в лицей
Седьмой урок в расписании 5 «В» класса тульского лицея № 2, по сути, занятие необязательное. Но пришли все. Ребята радуются: им разрешено сесть кто с кем хочет. Тут же образуется несколько кружков, где идет бурное обсуждение самых захватывающих тем – от событий последних дней до ожидаемых итогов самостоятельной работы. Оказывается, дети волнуются зря – на листочках только четверки и пятерки...
Учительница Диана Кораблева сама еще учится на четвертом курсе факультета математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. С родным лицеем ей так и не удалось расстаться – после окончания 11-го класса она стала приходить сюда просто так: хотелось встретиться со своими учителями, пообщаться. А вскоре ей предложили поучаствовать в организации математических боев.
– Учеба в лицее была особенным временем, мне все было интересно, – вспоминает Диана. – Сначала я училась в лингвистическом классе, при этом увлекалась биологией и химией. Но потом мне посоветовали перейти в физмат. При этом я продолжала учиться в художественной школе, участвовала в олимпиадах по русскому языку и литературе. Даже победила на регионе, ЕГЭ по русскому сдала на 100 баллов... Когда задумалась о выборе профессии, прошла профориентационное тестирование. Результат был непростым: наука плюс творчество, работа в офисе противопоказана. Тогда я и утвердилась в выборе педагогической профессии. Тут всегда хватает и науки, и творчества, и разнообразия, и общения.

Геометрия как творчество
Занятие по курсу «Наглядная геометрия» действительно предполагает очень творческий подход к решению задач. Каждая заставляет хорошенько подумать, и весь класс захвачен процессом – кому не хочется оказаться первым? Тут все средства хороши... На доске нарисована пирамидка из монеток, которую надо перевернуть с ног на голову, переложив всего три. Несколько ребят с соседних парт моментально скидываются и начинают перемещать монетки туда-сюда. Процесс пошел, и вот-вот все получится, но... Девочки опередили конкурентов: Катя Шпилько и Настя Борисова поднимают вверх тетради с верным решением! Диана Александровна предлагает им выйти к доске и показать всем, куда и как надо сдвигать монеты.
Одноклассники внимательно смотрят на доску, кто-то вздыхает: «Я почти то же самое сделал...» Но новая задача – новый шанс. И снова мальчики и девочки вскакивают с мест, предлагая свои решения, а кто-то торопится возразить: «Я тоже так думал, это неправильно!»
Наконец, в воздух поднимаются одновременно шесть тетрадок:
– Посмотрите у меня!
– Я первая!
– Это легко!
– А что же ты тогда сам не сделал?!
Никита Степанов бежит к доске и, поднявшись на цыпочки, показывает свое решение. Довольный, садится за парту и приступает к следующей задаче. Ребятам даже в голову не приходит, насколько важно то, чем они занимаются... Вот, например, выдержка из Концепции развития математического образования в Российской Федерации: «Математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века, основой инновационно-технологического потенциала и полем наиболее эффективных инвестиций».

Что не написано в учебниках
На факультете математики, физики и информатики педагогического университета в последние годы учат далеко не только студентов. Год назад в вузе открылась юношеская областная математическая школа, куда по выходным дням приезжают около 300 старшеклассников из всех районов области. Кандидаты и доктора наук рассказывают им о том, что не написано в учебниках, решают нестандартные задачи. А с этого года открыта еще и «Академия занимательной математики», где лучшие студенты ведут занятия с пятиклассниками. На первое занятие папы и мамы пришли вместе с детьми, разделились по командам и начали наперегонки решать задачи. Оказалось, что это очень увлекательное занятие.
– Мы до сих пор каждое воскресенье садимся за математику всей семьей, – рассказывает Татьяна Евгеньевна, мама пятиклассницы Алены. – Каждый находит свое решение, потом обсуждаем. Иногда приходится здорово голову поломать... Зато дочка по-настоящему увлечена. У нас в школе программа по математике легкая, а ей нравится, чтобы надо было подумать.
Руководитель проекта декан факультета математики, физики и информатики ТГПУ Ирина Реброва заложила прочное основание «Академии» – программа построена на разработках ученых Новосибирского государственного университета, где уже более полувека действует специализированный учебно-научный центр, накоплен уникальный опыт дополнительного математического образования для детей всех возрастов.
– Мы решаем комплексную задачу, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Готовим студентов к работе в школе, даем богатую профессиональную палитру. Преподаватели, которые рассказывают студентам о том, как надо учить детей, имеют возможность находиться в этом процессе, не терять связи с реальной современной школой. Но главное – сами дети, их потенциал. Подростки не всегда понимают себя, кому-то становится скучно в школе, и он теряет интерес к учебе. А тут погружение в новую среду и решение нестандартных задач дает настоящий взрыв креатива. Пусть не все станут математиками, но развитие мышления расширяет горизонты человека – в том числе и профессиональные. Ведь мы часто слышим, что технологии определяют будущее страны, а в основе любого естественно-научного образования лежит математический фун­дамент...
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий