Общество
10:56, 10 октября 2018
Погружение в морскую историю
Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Известие о том, что в Туле существует «морской музей», неизменно вызывает у людей искреннее удивление: где Тула, и где море? Те, кто находит время побывать в этом музее, удивляются еще больше! А уходя из него, большинство посетителей пребывают уже в твердой уверенности, что без Тулы морская история России была бы в значительной мере неполной».
Так начинается очередная книга дайвера-поисковика Олега Золотарева «Тульский морской музей. Прошлое, настоящее, будущее…». Автор новинки задается вопросом: что же общего между нашим краем и отечественным флотом? Кто-то, конечно, назовет имя командира «Варяга» Всеволода Руднева, похороненного в Заокском районе. Другие вспомнят атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула». Третьи, скорее всего, расскажут про уроженца села Лужное Дубенского района мореплавателя Алексея Чирикова. Пожалуй, на этом познания основной массы наших земляков о тульской составляющей морской истории исчерпываются, а между тем она намного богаче и интереснее, убежден Олег Александрович.
При этом автора нельзя назвать только лишь теоретиком, хотя какое-то время он действительно провел за изучением специализированной литературы и документов Центрального государственного архива Военно-морского флота. Золотарева в Туле как раз больше знают как аквалангиста, который вместе с командой единомышленников обнаружил и обследовал место гибели 66-пушечного корабля «Святой Александр». Друзья автора книги шутят: Олег Александрович за долгие годы плотной исследовательской работы собрал о корабле так много информации, что наверняка капитан и матросы «Святого Александра» знали о нем куда меньше.
«У истоков Черноморского флота» – так называется глава о паруснике, затонувшем в сентябре 1786 года у мыса Тарханкут при переходе из Херсона в Севастополь. Линкор сел на мель, а потом был выброшен волнами на камни и разбит. Он разломился надвое, и его части раскидало по бухте. «Поэтому большая часть остатков корабля еще не найдена, – говорится в книге. – Но даже те предметы, которые уже обнаружены – ядра и гранаты, бомбы и брандскугели (зажигательные снаряды корабельной гладкоствольной артиллерии), картечные заряды и книпели (соединенные толстой цепью чугунные болванки, предназначенные для уничтожения парусов и мачт вражеского корабля) различных калибров, чугунный балласт, фрагменты ручного холодного и огнестрельного оружия, – представляют несомненную историческую и музейную ценность. «Святой Александр» – единственный линейный корабль Российского флота, потерпевший крушение на Черном море в XVIII веке. Его части сохранились на дне моря и являются уникальным памятником материальной культуры, содержащим предметы оснащения русского военного корабля конца XVIII века.
Интересно, что многие из этих предметов сделаны в Туле – например, холодное и огнестрельное ручное оружие для абордажного боя. В архиве есть дело, датированное 1786–1788 годами, «О заготовке железных гвоздей для постройки судов и командировании с этой целью в Тулу лейтенанта Шурмана». Большинство документов в деле – это рапорты Шурмана об отправке из Тулы сотен пудов гвоздей в Херсон. Так что Тула не только поставляла оружие на флот, но и сами корабли строились на тульских гвоздях!»
Кстати, долгое время считалось, что при крушении «Святого Александра» никто не погиб. Однако не так давно исследователи выявили мемуары корабельного врача Эрнеста Дримпельмана, в которых говорится следующее: «Только нескольким больным, которые лежали в нижней части корабля и о которых забыли в минуту общей опасности, пришлось погибнуть от воды, врывавшейся с неудержимою силой».
Олег Золотарев поднятые со дна моря реликвии выставил на всеобщее обозрение в музее, который располагается в оружейной столице в доме № 35 по улице Сойфера. В экспозиции, например, представлены мебельная ручка, медный гвоздь и шайба с клеймом в виде якоря, найденные туляками на месте крушения императорской яхты «Ливадия». А пару лет назад нашим землякам подарили фрагмент фарфорового блюда с полустертой короной Российской империи, извлеченный со дна, где покоилась «Ливадия».
В музее каких только нет экспонатов, имеющих прямое или косвенное отношение к Тульской области, – старинное тесло для выдалбливания лодок и других изделий из дерева, ядро первой четверти XVIII века с клеймом английского флота, мушкетные и пистолетные пули, копии корабельных чертежей, модели известных судов, элемент прочного корпуса атомной подводной лодки класса «Дельта»… Хотите увидеть все это своими глазами? Загляните в музей. Есть желание узнать больше о влиянии туляков на ход истории мореплавания? Открывайте новую книгу Олега Золотарева «Тульский морской музей. Прошлое, настоящее, будущее…».
Ранее на тему
10 октября, 10:43
10 октября, 10:36
08 октября, 13:06
08 октября, 12:02