Рекламный баннер.

Общество

00:00, 12 мая 2018

Полис ОСАГО: Фальшивка! Недорого!

Арсений АБУШОВ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ

Вот уже второй год как страховые компании, имеющие лицензию на оформление полисов автогражданки, обязали продавать ОСАГО еще и в электронном виде – через интернет. Сделано это было из лучших побуждений – облегчить автовладельцам жизнь: оформить документ, не выходя из дома. Иными словами – свести на нет проблему с доступностью полисов. Однако нововведение посчитали для себя выгодным и мошенники, которые оказались не прочь заработать на интернет-продажах. Как противостоять аферистам, промышляющим во Всемирной паутине реализацией липовых полисов ОСАГО? Об этом «Тульские известия» спросили управляющего Отделением по Тульской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрия Новикова.

– Дмитрий Михайлович, активно ли россияне в целом и жители Тульской области в частности покупают полисы ОСАГО через интернет?
– Да, и цифры говорят сами за себя. За все время существования услуги, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), водители оформили более 8 миллионов таких полисов. В прошлом году в нашем регионе выдано более 60 тысяч электронных документов. За первый квартал этого года туляки купили 37,6 тысячи таких полисов. Отрадно, что автовладельцы поняли, что это удобно. Не нужно ехать в офис, особенно это актуально для отдаленных районов. Е-полисы решили еще одну проблему. Некоторые автомобилисты сталкивались с тем, что сотрудник страховой компании в довесок к ОСАГО пытался навязать еще и полис, например, добровольного страхования здоровья или жизни. Не соглашаетесь? Тогда вам отказывают под любым предлогом: нет бланков, сбой в системе, время вышло – приходите завтра и так далее. А виртуальная процедура свела такого рода манипуляции на нет.
– Но при этом успех электронных продаж воодушевил мошенников...
К сожалению, это так. Появились желающие откусить кусок побольше от этого пирога. Схема проста – создается сайт, очень похожий на официальный интернет-ресурс крупной страховой компании: и дизайн, и общий стиль, и размещенная на нем информация – все аналогично настоящему. Разницу могут заметить лишь очень внимательные пользователи. Суть аферы такова: человек заполняет анкету, оплачивает «покупку» – и ничего не получает. Максимум – потерю денег и разочарование. Хотя еще, возможно, поддельный бланк, о чем потерпевший узнает, скорее всего, только при проверке полиса сотрудником ДПС.
– А найти и обезвредить таких аферистов-страховщиков удается?
– Да. По данным РСА, за неполный минувший год было выявлено 727 электронных ресурсов, предлагающих поддельные полисы. Из них 547 заблокировано. При этом в начале года мошенники копировали сайты страховщиков, входящих в топ-10: тогда ежедневно выявлялось по одному-два фальшивых портала крупнейших страховых компаний. А во второй половине 2017-го они переключили свое внимание на средние фирмы, которые также оформляют е-ОСАГО. Кроме того, к ноябрю прошлого года было выявлено порядка 130 групп в социальных сетях и более 340 публикаций на форумах и электронных досках объявлений с предложением о продаже поддельных страховок.
– И как нужно автовладельцам действовать, чтобы не оказаться обманутыми?
– Все просто! Будьте внимательными, не спешите. Зашли на страницу страховой компании? Проверьте, подлинная ли она. Для этого нужно найти правильный адрес интернет-ресурса страховщика в разделе «Электронный полис ОСАГО» на сайте РСА: www.autoins.ru. Это займет буквально несколько минут, но сэкономит ваши деньги. Рекомендую не только внимательно проверять соответствие адреса официальному сайту страховой компании, но и изменение его при переходе на новые страницы ресурса.
– А как должен оплачиваться е-полис?
– Компания обязана предоставить возможность безналичной оплаты электронного полиса ОСАГО. При этом одним из признаков сайта-клона можно считать предложение оплатить его через сервис электронных кошельков. Такой вариант должен как минимум настораживать.
– Мошенническая схема, о которой мы говорили, – единственная или существуют и другие варианты?
– Есть предприимчивые дельцы, предлагающие выступить посредниками и оформить полис быстро – без очередей, либо нацеливают свою «помощь» на людей, плохо знакомых с компьютерной техникой и интернетом. Мы таких «специалистов» еще называем «уличными брокерами». Подчеркну, что посредничество в электронном ОСАГО запрещено, да и смысла никакого не имеет. Если автовладелец все же обратился к медиатору и купил полис с рук, ему обязательно следует самостоятельно протестировать документ по базе РСА: проверить его подлинность и убедиться, соответствуют ли действительности указанные данные. Тут ведь своя схема существует. Мошенники намеренно подают в страховые компании неверные сведения о водителе и автомобиле, чтобы уменьшить стоимость полиса: завышают стаж вождения и занижают мощность двигателя. Еще популярно занижение территориального коэффициента. Например, регионом проживания вместо Тулы, где коэффициент к цене полиса 1,5, указывают Крым или Чечню с коэффициентом 0,6. На свой электронный адрес посредники получают от страховой компании полис, меняют его с помощью графического редактора и отдают водителю в распечатанном виде уже по другой, гораздо более высокой цене.
– При этом клиент может даже не подозревать об обмане?
– Именно так. А если вдруг вы обнаружили признаки мошенничества, необходимо сразу обратиться в полицию с заявлением, с платежными документами, подтверждающими, что полис приобретен у конкретного лица. Нужно четко осознавать: в случае ДТП, если виновником окажется автолюбитель с фиктивным полисом, выплаты пострадавшим он будет делать самостоятельно. Ведь такой документ недействителен.
– Какие меры сегодня реально эффективны в борьбе со страховыми мошенниками?
– Если вы оформляете полис самостоятельно, не у посредника, а на официальном сайте страховщика или в офисе компании, вы уже противостоите мошенникам. Банк России со своей стороны принимает серьезные меры. В декабре запущен совместный проект мегарегулятора и компании «Яндекс». Теперь в одноименной поисковой системе появился специальный маркер – зеленый кружок с галочкой и надписью «Реестр ЦБ РФ». Он информирует потребителя о том, что на промаркированном сайте предлагаются услуги легальной страховой организации, страхового брокера или общества взаимного страхования. Это позволит потребителю выбирать в интернете компании, которые работают на основании лицензии, выданной Банком России. Мошенникам же станет сложнее вводить в заблуждение граждан.
– С этого года внешний вид полиса ОСАГО изменился. Что нового в нем?
– С начала года в полисе автогражданки появился QR-код – это еще один шаг в борьбе с мошенниками. С его помощью можно узнать наименование страховщика; серию, номер и дату выдачи страхового полиса; даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования; марку, модель и идентификационный номер транспортного средства, его государственный регистрационный знак.
Также теперь непосредственно в полисе будет отражаться коэффициент «бонус-малус» (КБМ), дающий «скидку» за безаварийную езду. А на оборотной стороне документа по желанию клиента могут указываться договоры добровольного страхования, которые заключаются им одновременно с ОСАГО и соответствуют стандартам Банка России. Получил автомобилист полис – и тут же все проверил, как говорится, не отходя от кассы.
Действующая в настоящее время форма полиса может использоваться страховщиками до 1 июля 2018 года.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий