Общество

00:00, 05 мая 2018

Поторопившиеся похоронки

Эту историю мне рассказал бывший сосед, который, закончив военную службу, вышел на пенсию и работал охранником на кладбище в Курске.
Лет 10 назад накануне 9 Мая к нему в сторожку постучалась компания из трех человек. Судя по виду, это были близкие родственники: дед, сын-пенсионер и внук, у которого в волосах уже пробивалась первая седина. – Можно мы пройдем к монументу?

Было уже поздно, кладбище закрывалось, но охранник не возражал: все мужички, несмотря на праздник, были трезвыми, пришли с тюльпанами, выглядели прилично, вызывали доверие. К тому же на лацкане пиджака у ветерана среди прочих светилась медаль «За отвагу», ну а охранник, когда-то прошедший Афган и Чечню, прекрасно знал, что эта солдатская награда была сродни боевому ордену и абы кому никогда не давалась.
Бывший военный только позволил себе узнать, к кому же идут запоздавшие посетители.
– Кто у вас здесь похоронен? – обратился он к старику, стараясь говорить достаточно громко, потому что понял, что тот глуховат. – Брат или однополчанин?
Фронтовик переложил цветы из одной руки в другую, тяжело вздохнул и одернул пиджак, так что зазвенели медали:
– Я здесь похоронен, сыночек. Я...
Охранник остолбенел, хотя по жизни всякое видел.
– Пойдемте с нами, – предложил самый младший. – Вы же можете оставить записку с телефоном, чтобы вас вызвали, если понадобитесь?
Бывший военный оставил за стеклом листок бумаги с крупными цифрами и вместе с гостями пошел к монументу.
Сын и внук помогали старику, поддерживая под руки. Наконец, процессия оказалась на месте.
Старик поднял голову и принялся вчитываться в каменные буквы. Оба его спутника делали то же.
– Вот здесь, отец, – показал пенсионер. – Вот твое имя! – и крепко стиснул стариковскую руку. Было видно, что он и сам изрядно разволновался.
Охранник во все глаза следил за происходящим. Фронтовик тяжело нагнулся и бережно положил весенний букет на гранитную плиту.
– Вчера мы были в Белоруссии, а сами мы – из Тулы, – обернулся к охраннику младший из мужчин. – На деда в войну пришли две похоронки: одна из этих мест, а другая из Полесья. В 43-м он получил тяжелое ранение под Прохоровкой, а в 44-м – под Брестом. Дед был самым младшим из пяти сыновей. Все ушли на фронт. А его матери одно за другим принесли шесть извещений... Только наш дед оказался живучим. И вернулся домой. А потом, спустя много лет, нам следопыты прислали письмо, что имя деда как погибшего героя значится на памятнике, на братском захоронении. Прислали и фотографии. И мы с отцом решили проверить, справки навести. Вот и съездили с дедом «к нему» на могилки...
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий