Общество

18:32, 18 марта 2015

Правда и боль Соловков

Правда и боль  Соловков
 Юлия Греченкова
 Андрей Лыженков

«Соловки. Голгофа и воскресение». Так называется выставка, посвященная истории архипелага в Белом море – оплота религии, потом – центра богоборчества и снова – места возродившейся духовности. Экспозиция открылась в Городском концертном зале в Туле.


Эта выставка – лабиринт гигантских, почти под самый потолок, баннеров, каждый из которых – страница истории островов: фотографии древних карт и гравюр, портреты, выдержки из художественной литературы. Можно было бы думать, что такой проект с минимумом подлинных вещей не обладает должной энергетикой. Однако и такая форма, как выясняется, обоснованна – она позволяет переформатировать экспозиционное пространство так, что в нем начинает читаться совсем другая реальность. А возможность полного погружения – и есть признак цельной, состоявшейся выставки.
Шагнув в сконструированные из полотен-баннеров коридоры, так запросто их уже не покинешь, придется пройти до конца, через самую сильную часть – импровизированный каземат. Внутри него – множество портретов людей, побывавших в ссылке в Соловецком лагере особого назначения. Среди них двое туляков – священнослужители Петр Зверев и Илларион Троицкий. Ведь помимо так называемых врагов народа узниками становились неугодные церковнослужители.
В этой обособленной части проекта расположены два настоящих, единственных в экспозиции, артефакта – часть креста и решетка с тюремного окна. Громадная и покореженная, она смотрится здесь как инородное тело, будто ее расположение не было предусмотрено музейщиками, а она сама впилась в стену, вросла в нее прутьями. За решеткой на большом экране сменяются лица тех, кто не пережил каторги на Соловках. Перед этим «окном» мало у кого получается задержаться надолго – слишком сильные тут рождаются эмоции…
Передвижная экспозиция действует с 2010 года и побывала в ряде российских городов, в том числе Санкт-Петербурге, Москве, Сарове, Севастополе, Петрозаводске. Проект называют уникальным, ввиду того что создан он совместно с Соловецким Спасо-Преображенским монастырем и Государственным соловецким музеем-заповедником.
На открытии выставки региональный министр культуры и туризма Татьяна Рыбкина отметила, что с Соловками вполне можно сопоставить наше Куликово поле: и там, и тут сильна духовная, идеологическая составляющая места.
Первую экскурсию провел для туляков  наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий, рассказав об истории островов – от того момента, когда в XV веке на ранее необитаемом архипелаге появились первые поселенцы – иноки, справедливо решившие, что суровый уединенный край как нельзя лучше подходит для укрепления духа и веры.
Далее лекция коснулась того, что во второй половине XVI века Швеция пыталась захватить архипелаг, чтобы открыть себе торговые пути, но осталась ни с чем. На Соловках дважды побывал Петр Первый. А в Крымскую войну монастырь-форт выдержал атаку без потерь. Английские военачальники требовали у настоятеля отдать им ключи от него и получили ответ, что они лежат на мощах святых. Захватчики не решились на богохульство, но выпустили по каменному строению почти две тысячи ядер из корабельных пушек. Впрочем, монастырь оказался настолько добротным, что обстрел не нанес ему урона. Характерно, что во время обороны крепости по периметру ее стен шел непрерывный крестный ход.
Отдельная часть экскурсии была посвящена уникальной архитектуре Соловков, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Священнослужитель рассказал, что на территории монастыря расположена каменная мельница, характерная для европейских городов, но уникальная для русского Севера.
Вместе с выставкой в Тулу прибыли святыни – келейный крест основоположника соловецкого иночества преподобного Савватия и икона основателей обители с частицами мощей. Они выставлены для поклонения в Успенском кафедральном соборе.
Экспозиция пробудет в нашем городе до Пасхи, которая в этом году отмечается 12 апреля.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему