Общество

10:33, 24 августа 2018

Правила минимализма

Юлия МОСЬКИНА

Как сильно может намусорить, ну, скажем, за неделю, среднестатистическая семья? Если не вдаваться в подробности, то очень сильно. А если хочется представить масштаб трагедии визуально, стоит посмотреть работы американского фотографа Грега Сигала. Ему с детства не давала покоя проблема загрязнения, а когда он повзрослел, беспокойство вылилось в фотопроект «Семь дней мусора». На снимках люди лежат среди всех тех бутылок, пакетов и фантиков, что у них скопились. Кучи таких размеров, что можно закопаться с головой. А что находится на поверхности – так это идея книги-антиутопии о том, как в мире кончилось место для хранения отходов. Прелесть жанра в том, что он балансирует на грани между самой страшной сказкой и реальным положением дел.
В этом году депутаты областной Думы приняли поправки в Закон «Об административных правонарушениях в Тульской области», увеличив с 2500 до 4500 руб­лей штрафы за «организацию» несанкционированных свалок и другие проделки типичного горожанина. Эксперты считают, что кара руб­лем пробудит в людях стремление к чистоте не только у себя дома, но и за его пределами. При этом куда бы отходы ни выбрасывали, меньше их не станет.
Где люди – там мусор. Чтобы стало как-то иначе, потребовалось бы перелицевать все наши устои и «вылечить» тягу к беспрерывному потреблению. Массово уехать в глушь, жить своим трудом среди «звенящих кедров». Но не все так могут и тем более хотят.
А вот фриганы сказали бы, что мусор – это «маленькая жизнь». Фриганизм (freeganism) – сочетание слов «free» (свободный) и «vegan» (вегетарианец) – стал реакцией некоторых людей на расточительность абсолютного большинства. Приверженцы философии считают, что покупать что-то новое значительно хуже, чем отыскать на помойке что-то, слегка бывшее в употреблении, но все еще пребывающее в сносном состоянии. Это может быть что угодно – мебель, одежда и даже еда. И дело тут не в тотальном скупердяйстве, а в искреннем желании бороться с засильем мусора, вместо того чтобы производить его еще больше. А уж человека, который бросает окурки себе под ноги и приклеивает жвачки в лифте, они бы точно заклеймили позором. К счастью, не только они одни.
Идеолог движения за сокращение потребления и соответственно уменьшение количества отходов живет во Франции, зовут ее Беа Джонсон. Беа приезжала с вдохновляющими лекциями в Россию, а в Туле, в креативном кластере «Октава», недавно устраивали трансляцию ее выступления. К своему минималистичному образу жизни француженка шла постепенно, не все получалось сразу. Например, попробовала мыть голову без шампуня – одной только проточной водой. Идея оказалась неудачной. Попробовала вместо привычного бальзама для губ в коробочке, которая в итоге отправится в мусор, пользоваться самодельным – из листьев крапивы. Не понравилось. Зато потом, после всех неудачных попыток женщина разработала свою собственную философию о нуле отходов (Zero Waste). Правил «стремления к нулю» всего пять: откажись, сократи, используй повторно, переработай, компостируй. Следовать им просто. Можешь проходить весь год в джинсах и рубашке – не забивай шкаф вечерними туалетами, которые все равно некуда надеть. Сама Беа сказала категорическое «нет» капроновым колготкам, которые постоянно рвутся, а отправить их на вторичную переработку нельзя. Вместо них она носит плотные леггинсы. Да мало ли еще вещей, которые по-хорошему стоит покупать один раз на всю жизнь?
Также идеолог советует вежливо отказываться от ненужных подарков и не брать то, что обычно так и хочется прихватить с собой по причине бесплатности – лишний пакет, журнал, флаер. Ну и, разумеется, лучше покупать продукты на развес без упаковки. У нее на родине, признается Беа, это редкость. А вот Россия лектора в этом плане приятно удивила.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему