Общество

09:00, 23 октября 2015

Преступления против природы

 Людмила ИВАНОВА

Прямая линия с природоохранным прокурором каждый раз доказывает, что в Тульской области живет множество людей, которые любят природу и заботятся о ней. Итак, на вопросы читателей отвечает советник юстиции Марина Ратникова.

– Здравствуйте, вас беспокоит Горяева Татьяна Александровна из бывшего Ленинского района. Звоню по поводу несанкционированной свалки, которая образовалась в деревне Новоселки. Куда обратиться, чтобы ее ликвидировали? И что делать, если у нас живут старики, которые не могут оплачивать уборку мусора?
– Работу по сбору и вывозу мусора должна организовать местная администрация. Как правило, для этого достаточно поставить контейнеры или раз в неделю в определенное время собирать отходы в специально выделенный транспорт. Мы проверим вашу заявку и, если факты подтвердятся, обяжем администрацию навести порядок.

– Здравствуйте, это Надежда Васильевна из Киреевского района, муниципальное образование Бородинское. У нас закрыли свалку, а мусор на нее как возили, так и возят до сих пор…
– За последнее время в регионе закрыто девять полигонов твердых бытовых отходов. Свалка между населенными пунктами Марьино и Советский семь лет эксплуатировалась предприятием «Профессионал». Лицензию они не продлили. К сожалению, в договоре администрации о передаче данного полигона юридическому лицу не была прописана рекультивация земельного участка. В итоге полигон имеет удручающий вид, люди стали сваливать отходы и мусор за его пределами, в нескольких местах свалка горит, а дым стелется над ближайшими селами. По результатам проверки природоохранной прокуратуры к администрации Киреевского района был предъявлен иск об обязании ликвидации свалки и рекультивации участка. До 1 июня 2016 года мероприятия должны закончиться. Сегодня работы по рекультивации земельного участка проходят и на Судаковской свалке под Тулой. Стоит также отметить, что те администрации, которым приходится ликвидировать крупные свалки, не остаются наедине с проблемой, требующей больших финансовых вливаний. Они затрачивают деньги на проект, а потом обращаются в министерство природных ресурсов для включения в государственную экологическую программу и ведения дальнейших мероприятий.

– Добрый день! Вас беспокоят члены садоводческого товарищества «Самылинка». Весной в наш пруд вылили какую-то гадость. Потом были разные проверки. Хотелось бы узнать, что думают специалисты о качестве воды на сегодняшний день.
– Вода из пруда СНТ «Самылинка» используется для полива участков, а на его берегу отдыхают дачники. Весной 2015 года к нам действительно поступило несколько сигналов о загрязнении водоема. Специалисты выехали на место ЧП и зафиксировали сброс сточных вод с земельного участка, который его собственник сдал в аренду. На данной территории оказались складские помещения. Местные жители утверждали, что там производили спирт, но на момент проверки ни работы, ни оборудования не зафиксировано. Между тем в стоках обнаружили ионы аммония, нефтепродуктов и железа и арендатора оштрафовали. Кстати, нарушитель компенсировал затраты, понесенные дачниками на очистку водоема. С тех пор люди стали очень ревностно охранять свой пруд и бдительно следить за качеством воды и неблагонадежными соседями. Пробы воды периодически делают и специалисты министерства природных ресурсов. Могу сказать, что ее качество улучшается. Мониторинг продолжается, а предприниматель, видя, что каждый его шаг фиксируется, уже не пойдет на противоправные действия.

– Здравствуйте, моя фамилия Зуев. На прошлой неделе в течение нескольких дней в Туле ощущался запах газа в районе улиц Болдина, Серебровской и поселка Лихвинка. Чем это объясняется?
– Действительно, в диспетчерскую службу горгаза и природоохранные органы поступали тревожные звонки от жителей перечисленных улиц. Специалисты выезжали и обследовали территорию. Вскоре к ним подключилась природоохранная прокуратура, сотрудники министерства природных ресурсов и экологии, управления Роспотребнадзора. Было установлено, что на Ханинском проезде расположен нефтеперерабатывающий завод, на территории которого имеются 24 резервуара для хранения. Были также обнаружены железнодорожные цистерны с жидкими углеводородами, в числе которых был тяжелый стабильный конденсат сернистый. Проверяющие отобрали пробы продукта из емкости, сейчас идет их исследование. Кстати, после проверки предприятия звонки в диспетчерскую службу прекратились. Однозначных выводов пока нет, но есть подозрение, что именно эта фирма явилась источником распространения запаха газа. По всей видимости, некачественным оказалось сырье, которое применяется в работе предприятия.
– Недалеко от Новомосковска есть несколько котлованов, заполненных мазутом. Вы знаете об их существовании?
– Да, полагаю, речь идет о котлованах на границе Новомосковского округа и города Донского. Мы выезжали туда с проверкой и выяснили, что с 2012 года земельный участок принадлежит на праве аренды физическому лицу. Планировалось, что здесь построят производственно-складской комплекс, но по факту в глубокие выемки в грунте вылили нефтепродукты. Арендатор категорически отрицает свою причастность к котлованам, и доказать, что именно он организовал это хранилище, невозможно. Между тем в соответствии с Земельным кодексом на органы местного самоуправления возложены полномочия по контролю за участком, то есть своим имуществом, сданным в аренду. Так как произошло загрязнение почвы, главе администрации Новомосковска было внесено представление. В любом случае – своими силами или с использованием специалистов  – участок необходимо привести в первоначальное состояние.
Кстати, подобная история имела место в поселке Шварцевский. Там в мазутных ямах, которые остались еще с советских времен, гибли животные, рядом могли оказаться дети. Понимая опасность такого соседства, местные жители стали бить тревогу. В итоге было проведено дорогостоящее мероприятие: нефтепродукты откачали, провели выемку грязного грунта, засыпали чистый, а территорию благоустроили.
Хочу добавить, что о новомосковской проблеме нам изначально сообщили члены региональной общественной организации «Экологическая защита», они и рассказали о систематически появляющемся сильном запахе креазота и дыма, витавшем над котлованами. Данные факты говорят, что нефтепродукты из котлованов перерабатывались и кто-то наверняка имел с этого неплохие деньги…

– Вопрос от студентов ТулГУ! Как прошел пожароопасный период в Тульской области, много ли было лесных пожаров?
– С 2011 года лесные пожары в нашем регионе не регистрировались. В 2015 году этому способствовали и климатические условия, и профилактическая работа надзорных и контролирующих органов. В частности, природоохранной прокуратурой совместно с областным департаментом лесного хозяйства за пожароопасный период текущего года проверено более 10 арендаторов, которые пользуются участками с целью рекреации и добычи древесины. Нарушения выявлялись, виновных штрафовали. При этом с каждым годом замечаний все меньше, и это радует.
Хочется сказать несколько слов о пале травы. Проблема эта становится актуальной не только весной, но и в конце лета, когда сельскохозяйственные предприятия пытаются сжечь солому на полях, чтобы посеять на этом месте озимые культуры. Руководителей СПК понять можно, ведь сроки сева никто не отменял, налицо и финансовая целесообразность мероприятия. Но, как показывает практика, механизаторы не в силах сдерживать открытый огонь, и единственным выходом из положения может быть только сбор соломы. Поджигать сухие остатки на убранном поле категорически запрещается, потому что это грозит пожаром, который способен нанести ущерб не только лесному фонду и жилым домам, но и людям.

– Меня зовут Александр Павлович, я из Ясногорска. С весны в пойме реки Оки неизвестные люди добывают песок, причем в промышленных масштабах. Увозят его днем и ночью, самосвалы бегают один за другим…
– Проблема эта существует с 2013 года. До этого времени добычу песка на Оке вела лицензированная организация из Серпухова. Сейчас действие ее лицензии прекращено из-за грубых нарушений, выявленных в работе предприятия. С тех пор в пойме реки орудуют неизвестные фирмы, добыча идет с помощью тяжелой техники: бульдозеров и грузовиков, а увозится песок за пределы Тульской области.
В этом году выезжали в Ясногорский район с проверкой. Хочу сказать, что «песчаные браконьеры», увидев нашу машину, сразу побросали технику и пустились в бега. Мы сообщили о случившемся в полицию, но местные стражи порядка не проявили должной активности. В итоге они поймали только нескольких водителей самосвалов, которые отделались штрафом, оказавшимся несоизмеримо маленьким по сравнению с тем, что можно было бы наложить на организацию. Да и добыча песка после этого не прекратилась. Однако после проверок грузовики с песком стали курсировать только ночью.
Недавно эта проблема обсуждалась на уровне областного правительства, на совещание приглашали главу администрации Ясногорского района и руководителей силовых структур. Речь шла не только о повышении качества оперативно-разыскных мероприятий, но и конкретных действиях в отношении техники, которую используют преступники. Ведь ее можно, к примеру, изымать и арестовывать. Ситуация находится на контроле.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему