Рекламный баннер.

Общество

20:44, 12 марта 2013

Прикосновение к тайне

Учитель из Щекина Андрей Марандыкин в свободное от работы время отправляется с металлодетектором и лопатой на поля сражений Великой Отечественной. Уже много лет подряд следопыт ищет незахороненные останки солдат и боевую технику на территории Тульской, Калужской и других областей. В конце прошлого года наш земляк выезжал на раскопки на Орловскую землю и наткнулся там на место падения военного самолета, сбитого в далеком 1943-м.
Обломки
с надписями
на немецком языке
Местные жители, с которыми общался искатель, уверяли, что это была советская авиамашина. Но первые же находки не подтвердили это – когда детали отчистили от земли, на них проступили надписи на немецком языке. Андрей Петрович перенес экспедицию по извлечению других обломков на весну 2013 года. А зиму решил потратить на изучение истории воздушных боев в районе деревни Большое Ачкасово, где и были обнаружены фрагменты вражеского самолета. Хотелось по ним поскорее выяснить марку машины и, конечно же, судьбу экипажа. В этом непростом деле щекинцу стали помогать единомышленники из различных уголков нашей страны и даже из Ирака!
Одни штудировали техническую литературу, чтобы идентифицировать находки. Им удалось выяснить, что это разъем для наушников и переключатель внутреннего переговорного устройства с самолета Ju87, известного по многочисленным сохранившимся фотографиям и кадрам немецкой кинохроники.
Другие помощники листали мемуары воевавших на Восточном фронте летчиков и исследования отечественных историков в надежде найти в них хоть какую-то зацепку. И очень скоро нужная информация потекла ручейком.
Три заявки
на победу
В Туле удалось обнаружить не так давно изданный маленьким тиражом и быстро ставший библиографической редкостью справочник по потерям люфтваффе (германских военно-воздушных сил. – Ред.). Его авторы Александр Заблотский и Роман Ларинцев, опираясь на трофейные документы, сообщали следующее: восточнее населенного пункта Большое Ачкасово в воздушном бою был сбит пикирующий бомбардировщик Ju87 D-3. Случилось это 17 июля 1943 года – в самый разгар Курской битвы. В самолете с заводским номером 110484 находились обер-лейтенант Яккель и обер-фельдфебель Енш. Оба погибли.
Затем в руки поисковиков попала книга столичного историка Виталия Горбача «Над огненной дугой», в которой приводятся подробности воздушных баталий на орловском направлении. В ней говорится о том, что «юнкерс» Яккеля и Енша был уничтожен летчиками 234-й истребительной авиадивизии. К сожалению, установить, кто же из них действительно поставил жирную точку в судьбе противника, сейчас практически невозможно. Дело в том, что заявку на победу над Ju87 D-3 подали сразу три наших летчика – старший лейтенант А. К. Виноградов, капитан К. Ф. Захаров и красноармеец А. Н. Радченко. В той страшной «карусели» с участием десятков крылатых машин, которая крутилась в прошитой пулевыми и снарядными трассами небе над Орловской областью, порой было крайне сложно разобраться, кто именно поразил врага…

Шутки кончились…
Потом искатели обнаружили воспоминания знаменитого участника боев на Курской дуге – германского аса Ганса Ульриха Руделя, кстати также воевавшего на «юнкерсе».
…Яккель и Енш вылетели на штурмовку артиллерийских позиций Красной армии восточнее Орла. На обратном пути немцев атаковали наши истребители. На высоте 200 метров гитлеровцы были подбиты. Пикирующий бомбардировщик загорелся и устремился к земле… Рудель пишет, что в обычной жизни Яккель был шутником, а в бою – бесстрашным летчиком, сумевшим сбить дюжину советских самолетов. Шутки кончились утром 17 июля 1943-го.
Андрей Марандыкин теперь ждет не дождется схода снега, чтобы приступить к крупномасштабным раскопкам. Детали с заводскими номерами и жетоны авиаторов должны подтвердить рабочую версию о том, что найден самолет именно Яккеля и Енша. В случае обнаружения останков летчика и стрелка в известность будут поставлены представители Германии. Возможно, откликнутся родственники членов экипажа. А самих погибших, скорее всего, предадут земле на кладбище немецких военнослужащих в Курской области. Впереди Андрея Петровича ждут и другие экспедиции – уже появилась информация о новых местах, где могут находиться сбитые советские и германские самолеты. Поиск продолжается…
Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему