Общество

00:00, 18 ноября 2017

Прорычать без запинки

Прорычать без запинки
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

У шестилетнего Михаэля рычать не получается. Поэтому в детском саду роль медведя ему ни разу не доставалась. Но ребенку через год в школу. И после безуспешных попыток отработать с сыном нужные звуки по рекомендациям, вычитанным в интернете, мама обратилась в Центр патологии речи.

Каково же было ее изумление, когда в центре ей объяснили, что, оказывается, к логопеду надо идти не перед школой, а уже в два года. Если же беременность протекала непросто или в родах были осложнения, то можно посетить этого специалиста по речи с первыми попытками гуления – в два месяца.
Марина Корнеева, старший логопед Центра патологии речи, считает, что самая большая ошибка многих родителей – позднее обращение к специалисту. При вовремя начатой, правильной и упорной работе почти всегда все поправимо.
Часто родители подходят к формированию речи ребенка формально: время придет – заговорит. Но и многие педиатры, даже если мама просит направление к логопеду, отвечают: пойдете попозже, сейчас-то с чем логопеду работать.
– А мы очень часто уже полугодовалым младенцам назначаем логопедический массаж артикуляционных мышц, – говорит Марина Корнеева. – В каждом случае подход к реабилитации разный, строго индивидуальный, поэтому обращаться за помощью нужно только к медицинскому логопеду, который проведет диагностику и выработает тактику совместно с коллегами-неврологами.

Как должно быть в идеале
Никто не спорит, что отклонения в сроках появления разных составляющих коммуникации встречаются и без какой-либо патологии. Но речь у людей должна формироваться соответственно следующему алгоритму:
– с двух месяцев появляется гуление;
– к году – лепет: малыш повторяет простые слова вроде «баба», «мама», принимает участие в играх «Ладушки», «Гуси-гуси». В это время маме надо повторять его звуки, прибавляя новые, чтобы он имел возможность разнообразить речь;
– от года до полутора лет – направленный лепет, когда ребенок обращается к маме – «мама», к бабушке – «баба»;
– к двум годам должна появиться короткая фраза вроде «Мама, дай!»
Если видите отклонения от этого алгоритма, консультация логопеда обязательна.

Чем помочь малышу
Логопед не только слушает, как ребенок произносит звуки, а учитывает его жесты, мимику в момент общения.
Специалисты уверены: если к двум годам у малыша преобладает непродуктивная игра (бесконечно бросать кубик, как это бывает в год жизни), если нет визуального контакта с мамой, то это сигналы о нарушении в развитии и к логопеду следует идти не раздумывая.
Марина Корнеева подчеркивает, что активная речь и чистота произношения звуков – вторичны, первична – коммуникация. Чтобы ребенок имел в своем арсенале этот инструмент успеха, надо чтобы сформировался базис для возникновения активной речи.
В речевом акте участвуют до ста различных мышц: лицевые, гортани, грудной клетки. При грубых нарушениях нервной системы все эти отделы разбалансированы. Тогда необходимо сложное и длительное лечение.
Но и легких знаков дисгармонии нервной системы оказывается достаточно, чтобы в дальнейшем возникли проблемы с речью.
Марина Корнеева:
– Когда к нам приходят с двухмесячными малютками, мы смотрим, как малыш сосет грудь, как глотает, нет ли излишнего слюноотделения. Во время прикорма важно, как ребенок глотает твердую пищу, не присасывает ли ее к небу. То есть моментов, на которых за­остряет внимание логопед, очень много.
Результат всех наших усилий: к трем годам должна появиться развернутая речь с полными предложениями. Отсутствие шипящих звуков, «р» и «л» вполне допустимо, поскольку мышцы еще физиологически незрелы. Но эти дефекты дикции успешно исправляются обучением.
А чтобы ребенок до такого обучения дозрел, у него должен быть максимальный чувственный опыт. Мама должна общаться с ним каждый день с утра до вечера.

Заикание торопыжек
Нередка ситуация, когда примерно до трех лет речь у ребенка развивается с задержкой, а потом вдруг идет прорыв и начинается такое бурное ее развитие, будто малыш торопится, старается наверстать упущенное. Мама невероятно воодушевляется, начинает много с ним заниматься, обрушивая на ребенка потоки информации. А в такой момент надо, напротив, притормозить, защитить его от прорезавшихся способностей. Внезапное бурное развитие речи слишком часто приводит сначала к запинкам, а потом и к настоящему судорожному заиканию. Механизм тут простой: в голове у малыша слишком много всего, а речевой аппарат развит слабо, и он не выдерживает напряжения. Запинки – звонок: я не справляюсь, давай помедленней. В такой период информационный поток лучше всего ограничить, например не давая 3–4 месяца ни новых текстов, ни новых игр и упражнений.
Вообще, три года для формирования речи – самый каверзный возраст, и мама должна быть предельно внимательной. Вдобавок детей в это же время начинают водить в детсад, меняется окружение, режим, и нагрузки на нервную систему возрастают.
Мама шестилетнего Михаэля Светлана говорит, что Центр детской психоневрологии – больница необыкновенная:
– Здесь дети врачей не боятся и ходят сюда не лечиться, а играть. Не только в кабинете логопеда, а везде много игрушек, и лечебный процесс идет в форме игры. Мы тут на дневном стационаре всего неделю, а результаты уже есть. Еще несколько дней – и точно зарычим.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий