Общество

10:02, 25 мая 2022

Прощание с радугой, или Еще раз про любовь

Прощание с радугой, или Еще раз про любовь
«Я по-прежнему читатель, который кое-что написал» – так заслуженный учитель России Наталия Шкловер говорит о себе, презентуя свою первую книгу «Прощание с радугой».
Эта повесть – рассказ о первой любви, юности, творчестве, где вплетаются, казалось бы, такие несовместные виды искусства, творчества, как балет, поэзия, КВН…
IMG_5087.JPG

– О чем книга? Я не знаю, как сформулировать. Помните, Генка Шестопалов – школьник из фильма «Доживем до понедельника» – объясняет девушке, в которую он влюблен, Рите: «Человеку необходимо состояние влюбленности в кого-нибудь или во что-нибудь... всегда... всю дорогу». Вот эта книга про любовь в таком ракурсе, про любовь в очень широком смысле этого слова, – поясняет Наталия Владимировна.

Имя главной героини «Прощания с радугой» – Маргарита Петровна Кондратьева – не вымысел. Так звали маму Наталии Шкловер, а Кондратьева – была ее девичья фамилия. Образ директора школы – Владимира Ефимовича Шилкина – дань уважения отцу.

– И то, что он приехал из Киева, и его любовь к пению, песни, которые он поет, – это все папа, – признается автор.

Она без обиняков говорит: все дневниковые записи – подлинные и полны откровений.

– В них то, что я писала в 16–17
 лет. Невзирая на то что там есть чувственность, эротичность, я не боюсь, что меня осудят. Мне интересно как раз, как люди восприму то, что там написано. А если еще найдут соприкосновение со своими переживаниями, то это будет вообще здорово, – говорит литератор.

На этом, как настаивает Наталия Шкловер, все иные совпадения с реальными персонами предлагается считать случайностями. Иных срисованных из жизни прототипов или прошедших хотя бы по краешку жизни автора там нет.

– Ни одного имени настоящего не использовано. Имена учеников просто придуманы. Директора школы Владимира Ефимовича никогда не существовало. Диалоги – вымысел, – безапелляционно заявляет писатель.

Что задумала стать автором повести, Наталия Владимировна не скрывала, но в тайне держала ее содержание. Не сдавалась до последнего. Говорит, хотела сделать сюрприз. Ведь в определенном смысле и идея выплеснуть что-то на бумагу, вступить в разговор с аудиторией большей, чем школьный класс, стала для самой Шкловер сюрпризом.

– Я не собиралась ничего писать. Я люблю говорить, рассказывать. Хотя мне не раз указывали, что надо бы уже то, что говорю, записать. Но я все время отказывалась, понимала, что это время, что придется в угоду писательству себя в чем-то ограничивать… Но вот в какой-то момент, когда меня в очередной раз уговаривали словами: «Ну когда же вы уже все запишете? Это же будет интересно!», я примирилась с теми самыми ограничениями и ко мне вдруг пришло осознание, что я хочу этим заниматься, – рассказывает о своих ощущениях Наталия Шкловер, иронизируя, что «девочка созрела». Ведь она всю жизнь была и остается человеком, много читающим, а теперь и для нее настало время высказаться.

– Толстой считал, что тот, кто читает много книг, никогда писать не сможет. И вообще не может самостоятельно мыслить. А вот неправда! Совсем неправда! Когда ты читаешь, ты напитываешься содержанием, пропускаешь его через себя, перерабатываешь, трансформируешь его, – рассуждает Наталия Владимировна, замечая, что, когда багаж осмысленного и переосмысленного возрастает, тогда-то и может возникнуть потребность излить уже свои мысли на бумагу.

– Гете говорил: «Чтобы что-то создать, нужно кем-то быть». Чем больше занимаешься самореализацией, тем больше понимаешь, что он был прав, – соглашается с Наталией Шкловер ее ученик, выпускник 1992 года, кандидат философских наук Денис Бычихин, который на презентации книги выступает модератором.

– Сначала я стала набрасывать какие-то ходы, магистральные линии. А потом… потом «Остапа понесло»: я уже не могла остановиться, мне так хотелось писать. Я выбирала любую свободную минуту: в больнице, в парикмахерской… Мне было неважно, что обо мне подумают окружающие, но я сначала просила хоть какие-то обрывки, клочки, исписанные с одной стороны листочки, а потом уже взяла за правило носить с собой бумагу, чтобы как можно скорее записать мысль, пока та не убежала, – описывает процесс творчества автор, которая сознается в некоторой доле кокетства, поскольку понимала: мысли никуда не уйдут, ведь они многократно были проговорены.

– А добавлять, переписывать приходилось? – следует вопрос от одного из гостей.

223.jpg

– Конечно. Когда работа была завершена, оказалось, что у меня все разрозненно вышло, на отдельных листочках и клочках. Потом я все это собирала воедино. После – перепечатывала на компьютере. Затем дважды вычитывала для типографии и каждый раз что-то
меняла. Правда, не скажу, что глобально и очень много, – отвечает автор.

– А какое послевкусие, вы бы хотели, чтобы ваша книга оставила? – звучит очередной вопрос.

– Я в эпиграф вынесла слова Эйнштейна: «Или чудес не бывает, или вся жизнь – чудо». И я хочу, чтобы, прочитав мою книгу, люди понимали жизнь во всей полноте, с огорчениями и радостями, даже с человеческой непорядочностью. Нужно быть выше этого. А жизнь все равно хороша, – отвечает Наталия Шкловер.

Говорит, ей бы очень хотелось быть понятой. Ведь у писателя нет монополии на смыслы, и человек, прочитавший книгу, имеет полное право воспринять ее совсем иначе, не так, как задумал автор. Впрочем…

– Умберто Эко в послесловии к «Имени розы» написал, что хотел бы, чтобы читатель получил такое же удовольствие от прочтения этой книги, как и он, когда писал ее. Вот я получала колоссальное удовольствие, когда писала. Мне было очень хорошо. За все это время я не прочла ни одной чужой строчки. Мне было не до того, это притом что я заядлый читатель. У меня голова была заполнена сценами, образами… – рефлексирует автор. – Вот пусть и читателям будет хорошо и их головы будут заполнены…

Три недели – на написание. Еще две – на переделку. Затем две – повесть печатали. Когда все завершилось, Наталия Владимировна говорит, что опустошенности не было, «себя не вычерпала до донышка». А еще делится: кое-что уже придумала, да не в одном направлении. Есть идея написать о «широком круге близких людей». Еще не отпускает сюжетная линия с тем самым директором школы из «Прощания с радугой». Идея засела настолько крепко, что Наталия Шкловер теперь размышляет об отдельной повести, посвященной Владимиру Ефимовичу. Благо времени свободного немало, ведь начались школьные каникулы.

Арсений АБУШОВ
Елена КУЗНЕЦОВА




0 комментариев
, чтобы оставить комментарий