Общество

14:32, 16 марта 2017

1950. Кремль. Колхозы. Северное сияние

Новаторский порыв тридцатых годов не иссяк и на грани пятидесятых. Из города оружейников в 1950 году стартовали две уникальные экспедиции. Кроме того, в Туле взялись за восстановление кремля, а в Щекине наблюдали удивительные атмосферные явления.

 Андрей ЖИЗЛОВ,
    Сергей МИТРОФАНОВ
 Сергей ВИНОГРАДОВ

Восстановить,
нельзя разрушить
В 1950 году в корне изменилось отношение к Тульскому кремлю. Еще недавно, перед войной, порой вставал вопрос: а нужен ли нам этот «старорежимный» объект? Стремление устроить революцию в мировом масштабе тогда еще велико – было ли дело до каких-то там руин царских времен? «Мое предложение: кремль, а также находящиеся на его территории церкви разобрать. Материал, полученный от ломки стен, пойдет на строительство, щебень и мусор можно использовать на засыпку низменных частей города», – писал читатель «Коммунара» в 1934 году. Находились на грани сноса соборы, планировалось разместить на территории Дворец культуры и оставить только две стены крепости. К счастью, московские власти тогда не дали добро на такой масштабный слом, нашлись защитники в музейных кругах.
А после войны в Советском Союзе стали куда выше ценить историческое наследие, поэтому вместо разрушения занялись реконструкцией.
Ее начали в мае 1950-го. Первостепенной задачей было восстановление Одоевских ворот и осыпавшейся стены над Пятницкими воротами. На проведение этих работ Тульский горисполком выделил 500 тысяч рублей – такова была тогда стоимость 55 автомобилей.
В 1964 году за кремль возьмутся уже по-настоящему, с научным подходом, с тем чтобы вернуть ему первоначальный вид.
От малого к большому
1950-й – год массового укрупнения колхозов в СССР. Первые шаги на этом пути были сделаны еще годом раньше в Украинской ССР и Подмосковье, а теперь новая инициатива распространилась на всю страну. Общий принцип был один – объединить мелкие колхозы вокруг крупных. Расчет очевидный: так было проще работать и специалистам, и машинно-транспортным станциям, и отстающих пашен стало бы меньше.
За год в Тульской области (напомним: тогда в ее состав не входили Сталиногорск, Узловая, Донской, Кимовск) почти 3400 сельхозартелей и колхозов объединились в 1080 крупных организаций. Разумеется, не везде все проходило гладко: ставка на то, что крупные колхозы вытянут слабые, оправдывалась не везде. В итоге порой их опять разъединяли или перекомбинировали. Не везде хватало агрономов и других специалистов, да и сами экономические модели укрупнения не были отработаны. Так что «настройка» новых сельхозпредприятий была длительной.

На планере – до полюса
11 марта 1950 года с аэродрома в Мяснове стартовала первая в истории человечества планерная экспедиция на Северный полюс. В ее состав входили два авиапоезда, каждый из которых состоял из самолета Ил-12Д и планера Ц-25. Целью уникального эксперимента стало исследование особенностей использования планеров в арктических условиях, возможностей доставки на полярные аэродромы крупной военной техники. Кроме того, планировалось проверить в деле радиолокатор «Стриж», позволявший пилоту контролировать положение планера относительно ведущего его самолета.
Первая часть перелета проходила по маршруту Тула – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск. В Красноярске сделали остановку, подготовили летательные аппараты к северным холодам и двинулись по маршруту Красноярск – Подкаменная Тунгуска – Хатанга – Тикси. В Тикси задержались на десять дней, делая тренировочные полеты, отрабатывая взлет и посадку на лед. Оттуда отправились на Новосибирские острова. С острова Котельный авиа­поезда пошли в 1700-километровый перелет к заранее выбранной льдине недалеко от дрейфующей станции «Северный полюс-2». Это расстояние два планерных поезда 5 апреля преодолели за шесть часов. Естественно, было тяжело.
«В планерах не было отопления, а за бортом минус 30 градусов, и за время полета пилоты основательно промерзли. От постоянного напряжения немели мышцы рук, иногда до судорог, а ноги в унтах леденели», – рассказывают в книге «Полярная авиация России». В начале мая пилоты вернулись в Тулу.

Географ до Невы проплыл
Чем обычно занимаются школьники летом? Одни с утра до ночи гоняют в футбол, другие жарятся на даче-огороде, третьи рыбачат и купаются. А вот учащиеся из поселка Петровского Алексинского района – Женя Морозов, Рита Роганева, Галя Климентова, Толя Шевяков, Зина Свиркунова и другие смелые ребята – в июне 1950-го решили махнуть в Ленинград. Только вот не на поезде и даже не на машине. А по воде – на шлюпках! И их абсолютно не смущало то, что придется преодолеть на солнцепеке или под дождем гигантское расстояние от Оки до Невы – 1850 километров! Что говорить, это было время романтиков, когда шлюпочный поход считали закалкой тела и характера, а вовсе не какой-нибудь авантюрой.
Стартовали школяры дождливым утром 18 июня от поселка Петровского. Провожали юных «моряков», которых «опекали» инструктор ДОСФЛОТа  Шаврин и медсестра Каралкина, торжественно – с оркестром. Командовал детским «флотом» учитель географии Шенберг.
«Пройден первый десяток километров. У Алексина участников похода встречают лодки с пионерами и школьниками. Вся флотилия причаливает к берегу, – вела хронику плавания газета «Коммунар». – В летнем театре на опушке бора школьников приветствуют передовики сельского хозяйства района, собравшиеся, чтобы подвести итоги весенних работ и наметить план борьбы за выполнение постановления партии и правительства об уборке урожая и заготовках».
Надо сказать, что гребцы хорошо подготовились: еще в 1949 году потренировались, доплыв на шлюпках до города Горького. Потом стали изучать предстоящий маршрут по книгам и картам. Кроме того, принялись учить сигнализацию флажками. Слова «лоция» и «фарватер», значение которых и сейчас-то не каждый объяснит, прочно вошли в лексикон тогдашних учеников. Когда в 1950-м на Оке сошел лед, петровцы приступили к практическим занятиям, в том числе ходили под парусом. Так что в Питер плыли уже матерые «морские волки», а не юнцы-незнайки…
«Далек путь до Ленинграда, – констатировали газетчики. – Но участники увлекательного путешествия уже рисуют в своем воображении эту колыбель Октябрьской революции, где в 1917 году Ленин и Сталин заложили первый камень величественного здания коммунизма, город-герой, выстоявший под натиском фашистских полчищ.
– Счастливого плавания, друзья!»

Щекинское сияние
Невероятно, но факт: в ночь на 21 февраля 1950 года житель села Кочаки Щекинского района П. Кузнецов вместе с товарищами по работе наблюдал чрезвычайно редкое в наших местах небесное явление – северное сияние! Вот как мужчина описывал увиденное: «На небе поднялись ярко-красные столбы света. Они начали двоиться, а затем исчезли. Никто из нас никогда не видел подобного».
Впрочем, очевидцами диковинного – можно даже сказать, что фантастического – ночного чуда стали не только щекинцы, но и жители областного центра. В оружейной столице все «представление» длилось 40–45 минут.
В 23 часа 15 минут необычный свет зафиксировали и представители Тульской метеорологической станции, о чем, конечно же, сделали соответствующую запись в своем «погодном» журнале. Сияние распространялось с северо-запада на северо-восток в виде разноцветных световых столбов. Сотрудники метеостанции первыми вынесли компетентный вердикт: в наш край зимой 1950-го «добралось» не что иное, как северное сияние! Но вначале было слово – точнее, письмо в газету.
Изумленные и желающие все знать жители региона скоренько написали обо всем случившемся в «Коммунар»: «Просим разъяснить происхождение этого необычайного света».
Газетчики тут же опросили специалистов и затем в одном из номеров опубликовали подробный комментарий: «Северное сияние наблюдается в полярных странах в темное время года. Оно проходит в большинстве случаев около магнитного полюса. Различают две основные формы северного сияния: нелучистой структуры в виде однородных дуг, второе – лучистой структуры в виде цветных лучей, колеблющихся лент, столбов, короны. Такое сияние обычно сопровождается сильными магнитными бурями, что указывает на его электрическое происхождение. Высота столбов такого сияния колеблется от нескольких десятков до 1000 километров. Такой высоты северное сияние было в ночь на 21 февраля, поэтому оно и наблюдалось в нашей области».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий