Общество

18:33, 16 марта 2016

Просто он не такой, как все

 Нелли ЧУКАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Любители современных мультфильмов сразу догадаются, о ком речь. «Он не такой, как все» – говорят об обожаемом малышней персонаже Лунтике, сиреневом ушастике, прибывшем к нам с Луны. Интересное совпадение – сегодня в тульском детском садике № 83, носящем имя этого персонажа, против педагога-психолога Святослава Курбатова развернулась настоящая травля. И главная причина, судя по всему, как раз в том, что он не такой, как все…

Из колонии – в детсад
Договариваясь о ­встрече со Святославом Игоревичем по телефону и слыша его спокойный обволакивающий го­лос, мысленно нарисовала себе портрет: эдакий кругленький лысоватый дя­дечка-пен­си­о­нер, подрабатывающий на полставки в садике к скромному государственному пособию по старости. И была немало удивлена, когда увидела высоченного худощавого господина, с ног до головы облаченного в черную кожу, с донки­хо­тс­кой бородкой и длинными волосами, собранными в хвост. А в его кабинете рядом с компьютером обнаружились еще и шипастые кожаные перчатки…
«Да уж, странный персонаж для детского садика! И как такого только на работу приняли?» – пронеслось в голове.
Как оказалось, путь к мечте – работать с малышами, помогая им и их родителям избавляться от психологических проблем, – оказался для Курбатова достаточно долгим.
В 2000 году, окончив ­ТулГУ и став магистром техники и технологии, Святослав предпочел армии альтернативную службу… в колонии. Работал в отделе капитального строительства, ремонта и ком­му­наль­но-бы­то­вого обеспечения, дослужился до звания старшего лейтенанта, после чего уволился и открыл собственный бизнес – магазинчик компьютерных принадлежностей. Параллельно учился на пе­да­го­га-пси­хо­ло­га и в результате получил второе высшее образование.
– Психологией я увлекся в четырнадцать лет. Дело в том, что я педагог уже в третьем поколении – и у отца, и у бабушки педагогическое образование. Отец владеет основами психологии, и мне по мере рос­та и взросления всегда давал ценные советы, без менторства и нравоучений, – рассказывает Святослав Курбатов. – А я в свою очередь стал помогать друзьям разобраться с мучившими их проблемами. Знаний не хватало, пришлось обратиться в школьную библиотеку. Правда, там оказалась всего одна книжка по детской и подростковой психологии, но именно с этого все и началось.
Экономический кризис подкосил компьютерный бизнес Курбатова, зато тут же подоспело предложение поработать воспитателем в недавно открывшемся детском садике «Лунтик».
С марта по декабрь 2012-го
Святослав Игоревич читал дошколятам добрые книжки, кормил и укладывал спать. Дети были счастливы. Педагог – тоже.
Но если малыши сразу прониклись симпатией к своему «усатому няню», то вот родителям, и особенно отцам, это далось непросто.
– Увидев меня впервые, некоторые удивлялись. Одна из мам заявила, что ее супруг даже стал ко мне… ревновать. К счастью, не жену, а сына, – улыбается Курбатов. – И его можно понять. Дома весь вечер глава семьи слышал имя воспитателя и восхищенные рассказы ребенка о том, что они в садике делали массу интересного. Я встречался с родителями, объяснял им, как и чем занимаюсь с их детьми, и постепенно взаимопонимание было достигнуто. Увы, многие, особенно отцы, не понимают, что малышам надо уделять внимание с самого раннего возраста…

Тонкости психологии
Педагогом-психологом Курбатов работает с декабря 2012 года. Стену его крошечного кабинета украшают дипломы, которыми Святослав Игоревич был отмечен за свои достижения. Но это для него не главное.
– Улыбки и радость детей для меня – высшая награда, – говорит Курбатов.
И практически единственная, хочется добавить. Поскольку труд психолога в этом учреждении оценивается менее чем в пять тысяч рублей в месяц.
Прожить на эти деньги сложно, а потому в свободное от любимой работы время Святослав Игоревич занимается ремонтом и реставрацией старинной мебели и изготовлением дизайнерских предметов интерьера. Не зря говорят, что талантливый человек, как правило, талантлив во многом: у Курбатова отличный вкус и умелые руки, способные не только лепить из пластилина и клеить аппликации вместе с дошколятами.
А еще он дает частные консультации. Среди клиентов есть даже граждане из Англии, Дании и Бангладеш.
– В Дании живет семья Нироп, в которой шестнадцатилетний сын Кристофер болен раком. Сначала мы общались по скайпу, моя помощь оказалась действенной, и тогда эти люди пригласили меня приехать, – рассказывает Курбатов. – Чтобы поддержать мальчика, я изготовил в подарок рыцарский шлем из папье-маше. Мы подружились, ребенок вышел из депрессии, и позитивный настрой позволяет ему легче переносить тяжелое лечение. Другой пациент, из Великобритании, страдает легкой формой шизофрении. Понятно, что терапией должен заниматься врач-психиатр, но наше постоянное общение помогает этому человеку не впадать в мрачные состояния.

Охота на ведьм
Проблемы у детсадовского психолога начались с момента слияния в единый центр образования гимназии № 20 и трех детских садов, в том числе № 83.
– Директор центра образования Наталья Мартынова вынудила уволиться прежнюю заведующую детсадом Нину Кузнецову, двадцать лет проработавшую руководителем в дошкольных учреждениях, – рассказывает Курбатов. – Нина Владимировна приходила ко мне за советом как к психологу, спрашивала, как поступить – продолжать работать в нервной обстановке или все же сделать выбор в пользу сохранения здоровья.
Кузнецова выбрала здоровье. Потом уволили молодого специалиста – музработника, вос­пи­тателя-методиста. После чего очередь дошла до психолога.
– При первой встрече Наталья Мартынова потребовала предоставить ей документацию. Но дело в том, что кабинет, в котором я веду прием детей и их родителей, очень маленький, и его приходится делить с логопедом и другими коллегами, – продолжает Святослав Игоревич. – Хранить здесь папки с бумагами попросту негде. К тому же, находясь в садике, я работаю с людьми, а бумаго­творчеством занимаюсь дома. Но Наталья Анатольевна не пожелала вникать в такие проблемы и потребовала написать объяснительную. Стало понятно, что отношения не складываются, и в скором времени директор заявила: «Хочу, чтобы вы подали заявление по собственному желанию». Я отказался.
После этого 10 февраля 2016-го Курбатову было вручено «Уведомление № 1», в котором сообщалось, что «в соответствии со статьей 81 ТК РФ трудовой договор № 3-12 от 03.12.2012 года, заключенный между вами и МБОУ «Центр образования № 20», будет расторгнут 10 апреля 2016 года в связи с сокращением штата работников МБОУ ЦО № 20. Н. А. Мартынова». Подпись и печать имеются. А вот пояснения, в связи с чем происходит сокращение, нет…
Затем психолога, по его словам, замучили бесконечными проверками – ведения документации, методических и дидактических пособий. Дошло до того, что от Курбатова потребовали все материалы, которые он использует в работе, передать детсаду в… дар!
– Почему мне диктуют, как поступать с принадлежащими мне вещами? Я использую редкие и дорогие пособия, многие привезены из-за границы. Почему я их должен кому-то дарить? – возмущается психолог.
На защиту Курбатова встали родители – и те, кто сейчас водит малышей в этот детский сад, и выпускников. Узнав о том, что эти люди подписывают ходатайство с просьбой защитить специалиста, который оказал неоценимую помощь их семьям, директор МБОУ ЦО № 20 организовала родительское собрание.
– Наталья Анатольевна полтора часа нам рассказывала, что наш психолог – очень плохой человек, – поведала одна из мам. – Якобы он колдун, сатанист, загипнотизировал и нас, и наших детей, ставит над малышами опыты и принуждает их слушать мистическую музыку, проводит какие-то тайные обряды.
По поводу своего внешнего вида сам Святослав Курбатов дает следующие пояснения:
– Я общаюсь с молодежью и людьми моего возраста, увлеченными музыкой, искусством, различным артом, взаимодействую с клубом исторической реконструкции «Дружина». Я даю консультации подросткам и для эффективной работы должен быть с ними на одной волне. Детям проще раскрыться перед «своим», нежели господином в строгом костюме и при галстуке. Ни к каким сектам и оккультным организациям я не причастен. Мы живем в ХХI веке, верить в предрассудки и мистику современному человеку, с моей точки зрения, – не совсем нормально.
Наталья Ларичева, мама одного из малышей, который из-за разгоревшегося конфликта больше этот садик не посещает, подтвердила:
– Директор гимназии № 20 Наталья Мартынова спросила, всех ли устраивает психолог «в таком качестве» и задумывались ли мы, зачем взрослый мужчина работает в детском учреждении за четыре тысячи в месяц? Может, ему что-то нужно от наших детей? Почему у него перстень с черепом и кожаная куртка? И резюмировала, что сама бы ни за что не доверила ему своего ребенка. Замечу, что наш ребенок 2,5 года посещал «Лунтик», и ни у кого не было претензий к Святославу Игоревичу. Летом в нашей группе он замещал воспитательницу, и сын каждый день ходил в садик счастливый и радостный. После того как я вступилась за психолога, в саду нам объявили бойкот, стали разговаривать сквозь зубы. Очень жаль, но из «Лунтика» ребенка пришлось забрать.
Наталья Ярасова, пси­хо­лог-кон­сультант миссионерского отдела Тульской епархии МП РПЦ, ребенок которой раньше посещал этот детский сад, рассказала:
– Святослав Игоревич – интересный человек с необычным имиджем, который нравится не всем. Внешний облик этого человека связан исключительно с его музыкальными предпочтениями. А специалист он прекрасный, дети его просто обожают. Я знаю, что для него эта работа – исключительно по призванию. Он всегда хотел взаимодействовать с малышами, помогать им развиваться, избегая ненужных проблем. Мне его позиции детского психолога кажутся адекватными. Обвинения же в сатанизме – это откровенный бред. Никто из родителей никогда не жаловался, что Святослав Игоревич пытается навязывать им или их детям подобные идеи. Учитывая, что я работаю в миссионерском отделе Тульской епархии, одной из основных задач которого является противодействие сектам, однозначно утверждаю: никакого отношения к сатанистским сектам Курбатов не имеет.
Мы получили комментарий к сложившейся ситуации от директора МБОУ ЦО № 20 Натальи Мартыновой:
– В ходе реорганизации к нашей гимназии присоединили три детских сада, а у нас в штатном расписании имеется всего 0,5 ставки педагога-пси­холога. К тому же деятельность этого специалиста, программы, по которым он работает, должны утверждаться вышестоящей организацией. Поэтому было принято решение передать эти 0,5 ставки в недавно организованный единый центр пси­хо­ло­го-ме­ди­ко-социальной помощи. Перейдя туда на работу, Святослав Игоревич сможет трудиться на полную ставку и, что называется, с полной отдачей. Что касается внешнего вида, никаких замечаний я ему не делала, поскольку определенный дресс-код для сотрудников в нашем центре не принят.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему