Общество

11:50, 03 декабря 2021

Развернется гармонь как душа. Тернистый путь электрика к международным победам

В бесчисленной череде музыкальных инструментов гармоника остается безоговорочно русским. Ее первые экземпляры появились в начале XIX века, и преуспели в этом деле братья-туляки Шкунаевы. Многие читатели сейчас удивятся, узнав, что некоторые самоварщики и оружейных дел мастера были еще и мастерами гармоники.

                                                     Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

А между тем в позапрошлом веке в Туле вовсю работали 15 фабрик, 20 мастерских и около 3 тысяч надомников, которые делали этот инструмент! Что же объединяло разные производства? Как оказалось, стрелянные гильзы от пушек часто шли на верхние части самоваров, а если на самоварной фабрике оставались обрезы дорогого металла, то они шли на язычки для гармони. Мастер Тимофей Воронцов на цокольном этаже самоварной фабрики открыл первое гармонное производство в России, назвав его вольно-оружейной гармонной фабрикой.

Именно в Туле производство гармоники легло на благодатную почву. Здесь сошлись три кита: металлообработка, деревообработка и конструкторско-инженерная мысль. А ведь гармоника ни что иное, как сложная составная инженерная конструкция: стандартный инструмент в своей основе имеет около 3 тысяч деталей!

За счет конкуренции среди мастеров каждая гармонь постоянно совершенствовалась, а ее качественные характеристики неуклонно повышались. Модельный ряд наших гармоник был на любой вкус и кошелек, стоили они от десятков рублей до десяти копеек и были доступны буквально каждому.

Через легендарную нижегородскую ярмарку сотни произведений тульских умельцев попадали в самые разные губернии, а там, на созданной в Туле основе, появились такие колоритные инструменты, как елецкая рояльная, касимовская-поповка, саратовская, ливенская! Кстати, оказываясь в том или ином регионе, гармонь трансформировалась под его локальную культуру. К примеру, на саратовской земле любили исполнять частушки, сопровождая это действо звоном колокольцев, таким образом на саратовской гармони появились латунные бубенцы. А в Ливнах гармоника была сугубо лирическим инструментом – и именно там создали гармошку под стать протяжным русским песням: меха хорошей ливенки состояли из 80, а то и из 120 складочек-барин! Даже самый крепкий мужик мог бы опоясаться таким инструментом! Между тем нарядную ливенку брали те, кто шел свататься. Идя к дому своей зазнобы, парень играл страдания «К ней»; если девушка давала согласие, он исполнял «Ленивые страдания» – так как уходить уже не хотелось; когда приходило время прощаться, будущий жених играл «От ней»; если девица долго думала, молодой человек «страдал» «У ней»; а если отказывала – должен был демонстративно, желательно при большом скоплении народа порвать гармонь на две части и бросить их под окнами невесты. В этом случае гармонисты слезно горевали и громко пели: «Из-за тебя, проклятою, порвал я гармонь пятую!».

В Череповце тульские гармоники трансформировались в местные черепашки. Их мастерили для детского баловства, делая размером с рукавицу. И вот гармонист Петр Невский, который, кстати, был женат на младшей дочери туляка Николая Белобородова, создавшего двухрядную хроматическую гармонику, увидев такую малышку-простушку, вышел с ней к почтенной публике и имел оглушительный успех! А впоследствии заказал целый комплект таких гармоник и покорил не только России, а всю Европу. Чтобы попасть на его концерты, многие зрители подделывали билеты! Невский мог достать черепашку из голенища сапога, из рукава, из-под шапки, и виртуозно играл на каждой! Самая маленькая в комплекте имела размер спичечного коробка.

Самое интересное, что любые знаменитые гармони стояли на прилавках в центре Тулы. При внуке того самого Тимофея Воронцова фабрика получила максимальный расцвет, и, не выезжая из родного города, можно было приобрести ту же ливенку, сделанную лучше, чем в Ливнах, или елецкую – лучше, чем из Ельца!

Экскурсия как находка

Кстати, только в России есть четкое деление на гармонь, баян и аккордеон. Все они называются гармоника. А, к примеру, в странах Европы все это именуется аккордеон, либо гармонь-хроматик и гармонь-диатоник.

И к нашему огромному счастью, сотни уникальных и удивительных экспонатов сегодня можно увидеть в Туле, в музее гармони деда Филимона, в самом центре оружейной столицы.

Хранителем этого великолепного собрания стал директор Сергей Кузнецов, собиравший коллекцию долгие годы. Что-то досталось ему в дар – и об этом гласит соответствующая надпись, а что-то покупалось у коллекционеров или же на знаменитых аукционах. Так на витрину тульского музея попала изумительная гармонь Карелина, созданная им 150 лет назад!

Кстати, в отличие от мемориальных музеев, этот показывает гармонь в развитии, в трансформации через века. И уже, поверьте, здешние экскурсии становятся находкой для детей и взрослых!

Встречи в музее деда Филимона представляют собой настоящий интерактив, где с посетителями работают сразу два экскурсовода. Люди видят сотни самых разных, порой диковинных экспонатов, узнают историю и слушают живые музыкальные иллюстрации, исполняемые на десятке гармоней, а при желании, могут и подпеть. До пандемии здесь побывали гости со всех континентов земли, вся Европа и вся Азия, а теперь активно ездят экскурсанты из России, очень любят его москвичи и, что самое приятно, наконец-то, потянулись и туляки!

– Все изобретения, связанные с гармонью, имеют либо тульские, либо российские корни, а они в свою очередь, опять же наши, – рассказал нам музыкальный экскурсовод Николай Валерьевич Кузьмищев, который может виртуозно играть абсолютно на всех музыкальных инструментах, представленных в великолепном музее: и на баяне, и на черепашке. Впрочем, последнее неудивительно: Кузьмищев – победитель и лауреат множества всероссийских и международных конкурсов, сегодня под его руководством работают два коллектива, проходят занятия в музыкальной училище и лицее при этом училище. А потому для наших читателей мы подготовили еще одну статью – о перипетиях творческой судьбы, и о том, как виртуоз не стал электриком.

Ангел вдохновенья

В свое время советская пропаганда назвала гармошку инструментом голытьбы. Наверное, поэтому достаточно долго в музыкальных школах она была не в чести. Но все застолья: и веселые свадьбы, и грустные проводы на службу в армию – всегда проходили под ее переливы. И конечно, именно этот инструмент звучал в домах культуры, собирая народ на встречу с песней.

Однажды в Щекинский ДК приехал знаменитый гармонист Геннадий Заволокин. Он часто общался с Валентиной Беленковой, одной из артисток местной самодеятельности, и как-то слушая задушевные песни, приобнял ее маленького внука и назвал его будущим гармонистом. Внуку тогда шел шестой год, он не знал, кто такой Заволокин, и помнит только, что после этого его бабушка, придя с концерта, стукнула по столу и велела родителям исполнить наказ и отдать Николая в музыкальную школу.

К слову сказать, гармонь тогда в музыкалке не преподавали и родители купили простенький баян.

– Я занимался у знаменитого педагога Валерия Ершова, который выпустил несколько поколений сильных баянистов и аккордеонистов, – вспоминает Николай Кузьмищев. – К примеру, у этого преподавателя учился паренек Максим Токаев, теперь уже известный туляк, недавно победивший в Минуте славы. Но я тогда думал совсем о другом. Я ходил в детский садик, и даже не понимал — что есть баян, и насколько это интересно. Признаться честно, музыкальную школу я тогда закончил со крипом, хотя учение давалась легко. Просто оказалось, что баян не для меня. Но мне нравилось играть в оркестре народных инструментов, там у нас была интересная тусовка, и все мы любили Юрия Маслова, который обучал нас азам. К счастью, выпускникам тоже позволялось ходить на занятия и на концерты, и там, уже получив аттестат, я с удовольствием играл на баяне. А потом в школу позвонила какая-то пожилая женщина и сказала, что когда-то купила гармонь, да только никто на ней не играет, и предложила ее забрать. Мы сходили, взяли инструмент, это была обычная «Чайка» шуйского производства. Очередь из желающих за ней не выстроилась, и педагог предложил ее мне. Я взял гармонь в руки и понял, что это совсем не баян, что тут другая расстановка клавиатуры, и вообще –  другая вселенная!

За неимением ничего другого, педагог нашел для своего ученика старенький самоучитель, который был рассчитан на любителя и Николай сел за новый инструмент.

Плетут узоры пальцы золотые

Между тем пришла пора окончить общеобразовательную школу, в которой, кстати, в 60-е годы учился исполнитель Игорь Тальков. Николай получил очередной аттестат и, по давней семейной традиции, отправился получать рабочую специальность. Родители решили, что сын должен получить профессию электромонтера, сам же Николай не забыв о музыке, продолжал играть на баяне и гармони. И это занятие затягивало все больше. Паренек уже играл сольно с оркестром в ансамбле «Русский стиль», и тут на одном из концертов судьба свела его с богом гармоники, с композитором и педагогом Евгением Дербенко. Благодаря именно этому человеку в музыкальных школах появилась возможность получать монументальное образование по классу гармонь, смело идти в музыкальное училище, а потом и в институт! Но тогда все только зарождалось, было далекой тлеющей мечтой, пока же будущее светило, увидев щуплого щекинского парнишку, который старательно перебирал кнопочки, разглядел в нем задатки настоящего мастера и предложил стать его учеником.

– Попасть к Дербенко – это как вытянуть счастливый билет! Такое случается раз в жизни! Я, довольный, пришел домой, рассказал родителям о чудо-педагоге и … уперся в стену непонимания: «Вот когда станешь электриком, тогда играй на чем хочешь!»

Николай не мог противиться родительскому слову. И, конечно, остался в техникуме. Но игру на гармони не забросил. Наоборот, занимался фанатично, продолжал ездить на всевозможные конкурсы. И вот попал на «Есенинскую Русь», а это уже всероссийский уровень!

Евгений Петрович сидел в жюри. После концерта, дождавшись Николая, он поймал паренька за рукав, а тот рассказал, чуть не плача, что на все родительская воля.

– На тот момент стало понятно, что судьба уже дважды предлагает шанс, и, вернувшись домой, я снова завел разговор об учебе в музыкальном училище. На этот раз мать и отец восприняли информацию более спокойно, а я, поняв, что они расслабились, тут же забрал документы из техникума и рванул в город Орел, где преподавал Евгений Дербенко. А это, на минуточку, конец ноября! Занятия шли уже третий месяц! И меня приняли без экзаменов практически в конце первого семестра!

Благодаря неимоверным усилиям Николай выучил всю программу, спал по четыре часа в сутки и занимался по шестнадцать, потому что понимал, что рядом с ним учатся очень талантливые ребята, которые уже объехали полмира. Со временем, ко второму курсу, пошли его победы по России, на третьем курсе — в международных конкурсах. Ну а на четвертом он играл одну из серьезнейших программ – 24-й каприз Паганини: тему и 18 вариаций.

– Приятно, что бабушка застала меня, хоть и юным, но уже профессиональным музыкантом. А однажды я играл на концерте  композицию «Вечерний хоровод», написанную Евгением Дербенко. Это восхитительная медленная мелодия с очень щемящими мотивами. И я увидел, как старенький дедушка, сидевший где-то в середине зала, начал плакать… И я понял, что сыграл очень достойно и красиво, разбудив какие-то потаенные струны души, вернувшие этого пожилого человека в те счастливые времена, которые всегда вспоминаются с грустью.

– В Орле я получил высшее образование, начал трудиться по профессии, работал сразу в нескольких местах, в том числе с бабушками-сталепрокатчицами, с которыми я рос как концертмейстер. Я был солистом в оркестре, преподавал гармонь в училище, вел пять музыкальных проектов и учился очно в университете.

Расступайся, народ, музыкант на круг идёт!

По воле судьбы семь лет назад Николай Кузьмищев вернулся в родное Щекино. И, придя на собеседование к художественному руководителю оркестра «Ясная поляна», услышал фразу, которая решила его будущее: «Почему ты, молодой человек, не работаешь у меня вчера?».

Николай с удовольствием принял предложение и, таким образом, обосновался в Туле. Он снова стал солистом оркестра, который часто гастролировал, играл народную и академическую музыку, конечно же, рос над собой, и, расширяя собственные границы, с удовольствием пробовал себя в жанрах фолк-рок и этно-фьюжен. Именно такое многообразие направлений помогло родиться молодому коллективу под названием «Гармоника джаз», которым руководил Николай Кузьмищев и который приютила в Тульском ГКЗ директор заведения Марина Лёвина. 

Еще одним детищем Кузьмищева стал и класс гармони в Тульском музыкальном училище имени Даргомыжского. Музыкант смог доказать чиновникам, что гармонь – тот самый бренд, который обязательно надо возрождать, а игру на нем – оживлять и нести в массовую культуру. Уже в  2016 году у Николая Валерьевича появился первый ученик, а через год – еще один – в лицее при училище.

– Сегодня я с гордостью могу сказать, что тульская школа профессиональной игры на гармони ничем не уступает орловской или московской. Но, честно признаться, когда, несколько лет назад мы поехали на конкурс в Орел, я очень переживал. Там гармонь активно развивалась больше двух десятков лет, выросла огромная плеяда мастеров, многие мои однокашники уже работают преподавателями в училищах и вузах, Павел Уханов, к примеру, Гнесинке, а имя Дмитрия Шилова гремит на весь в Курск. Но к нашему огромному счастью в номинации «Музыкальное училище» мы взяли первое и второе место!

Как и их любимый преподаватель, ученики Кузьмищева постоянно совершенствуются. И под крылом Марины Лёвиной появился еще один коллектив под названием «Гармонная слобода», который, несмотря на свой юный возраст, уже получил звание народного, собрав в один ансамбль талантливых школьников и студентов. Географию их выступлений уже не ограничивает наша область: ребята побывали на «Поле чудес», на фестивале «Играй, гармонь!» и в гостях министра культуры Российской Федерации.

Гармонь поёт, пока ей кто-то вторит

Сейчас гармонь активно развивается, и, хотя тульская школа еще довольно молодая, но уже достаточно мощная. На базе Городского концертного зала в последние годы дважды удалось провести конкурс всероссийского масштаба среди гармонистов-профессионалов.

– Планируем, что в ближайшем будущем он состоится в третий раз и станет уже международным. В отличие от конкурса Белобородова, который рассчитан только на баян и аккордеон, наш собирает под одной крышей мастеров, играющих на гармони. Кстати, одной из ее разновидностей стал бандонеон. Он был создан в Германии в 1840 году и изначально заменял собой орган. Это небольшой инструмент для игры на лютеранских службах, Попав с группой эмигрантов в Аргентину, он прижился в танго-оркестре. А знаменитый Астор Пьяццолла продвинул его на профессиональный уровень. Кстати, на конкурсе в Туле среди уважаемых членов жюри был мастер игры на этом инструменте Максим Федоров, который играет на первом бандонеоне, сделанном в России.

Гармонь стала ангелом вдохновения для многих юных дарований. По словам Николая Кузьмищева, сегодня можно с уверенностью сказать, что Тула превращается в Мекку гармоники. Музыканты с удовольствием принимают приглашения и сами стремятся в город гармонистов. Кроме того, отрадно заметить, что растет число юных музыкантов. А это значит, что мы снова становимся гармонной столицей!

А мы вернемся к музею гармони, в котором Кузьмищев ведет ведет экскурсии. По глубокому убеждению мастера, воспитывать детей нужно в комплексе, учить играть на инструменте, прививать хороший вкус, красочно и звучно знакомить с историей, давая предельно многостороннее образование. Ну а дальше талантливым ребятам прямая дорога в академию Гнесиных.

Кстати, когда Николай на гастролях, экскурсоводами-музыкантами с удовольствием трудятся его студенты. Шоу, конечно же, должно продолжаться, а гармонь не должна умолкать!

Людмила ИВАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий