Рекламный баннер.

Общество

00:00, 07 октября 2017

Рожденные стоять у доски

Рожденные  стоять у доски
Между первым и последним звонком у каждого заключен очень важный период жизни, в котором нас сопровождают педагоги. Каждый из них в школах, техникумах и вузах учит не только получать в пробирке сульфаты и правильно расставлять запятые. Они еще и учат нас жить, чувствовать, понимать. У каждого педагога – свои принципы, свои истории. В профессиональный праздник «Тульские известия» предложили учителям – молодым и многоопытным, работающим в городе и на селе – рассказать о деле, которому они посвящают жизнь.

Династия
с вековым стажем
Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Педагогический стаж династии, к которой принадлежит директор тульского лицея № 2 Лидия Михайловна Аслиян, насчитывает более ста лет.
Четыре десятилетия жизни посвятила детям ее мама, преподававшая русский язык, более чем по двадцать лет отработали в школе родная сестра и дочь Лидии Михайловны. И сама она преподает с 1974 года, хотя учителем становиться вовсе и не собиралась, ведь окончила институт по инженерной специальности. Но работу найти не смогла, а когда ей предложили пойти в школу преподавать физику, то после первых же уроков очарованные молодой учительницей дети заявили, что Лидия Михайловна просто создана для того, чтобы стоять у доски. И теперь, 43 года спустя, будучи директором лицея, она продолжает вести уроки, поскольку не мыслит жизни без ежедневного общения с мальчишками и девчонками именно в режиме «учитель – ученик».
Начинала работать Лидия Михайловна в родном Ленинакане, но когда тот был практически стерт с лица земли мощнейшим землетрясением, вместе с мужем и пятнадцатилетней дочерью перебралась в Тулу. Здесь к тому времени уже жила ее сестра. Вспоминая этот непростой период, Аслиян отмечает, что в городе оружейников ее семью встретили тепло и с пониманием, все, с кем сталкивала судьба, старались помочь и поддержать.
Она устроилась на работу в новую зареченскую школу № 73, на базе которой и был затем создан лицей № 2. Надо сказать, школа эта изначально была необычной – здесь учились исключительно старшеклассники, с седьмого по десятый класс. И лишь десять лет спустя тут стали набирать пятиклассников.
Лидия Михайловна поработала и учителем, и завучем, и директором, потом возглавляла РОНО, а десять лет назад, в 2007-м, вернулась в лицей, поскольку истинное свое призвание видит в том, чтобы учить и воспитывать детей.
Это учебное заведение интересно своей многопрофильностью. Здесь есть физико-математическое, инженерное, химико-биологическое и лингвистическое отделения. Достижения ребят впечатляют – каждый четвертый ученик оканчивает лицей с медалью, так, в этом году было 43 медалиста. Все поступают в вузы на бюджетные места, причем многие – в престижнейшие столичные, такие как МГУ и Бауманка. Немало выпускников идут в ТулГУ на технические специальности, в медицинский институт.
С гордостью Лидия Михайловна рассказывает о старшеклассниках Дмитрии Ушакове и Евгении Вишнякове, участниках сочинского образовательного центра для одаренных детей «Сириус», получивших поощрительную поездку на Байконур и ставших свидетелями запуска ракеты. А также о выпускнике этого года Федоре Носкове, золотом медалисте, победителе ряда олимпиад по самым разным предметам.
– Участников олимпиад у нас больше, чем учеников в школе, – улыбается директор. – Радует, что дети растут разносторонне развитыми. А сейчас часть наших ребят находятся в «Орленке». Лицеисты – ежегодные участники Президентских спортивных игр, в 2015-м дети вернулись оттуда с золотом.
Огромное внимание уделяют в лицее техническому образованию учащихся. В 2016 году здесь открылась школа имени Аркадия Шипунова. Поступить в нее могут одаренные ребята со всей области – победители олимпиад. Учатся они после уроков, дважды в неделю, а уроки здесь ведут не только учителя лицея, но и преподаватели ТулГУ и вузов Москвы. Юных шипуновцев ориентируют на работу в КБП, а поступивших в институты и университеты «целевиков» предприятие поддерживает дополнительной стипендией.
Многие лицеисты увлечены техническим конструированием, робототехникой, для них в стенах лицея совсем скоро заработает свой мини-технопарк.
Много внимания здесь уделяют дополнительному образованию учеников, развивающих свои таланты в театральной студии, хоре, танцевальном кружке, других творческих коллективах и спортивных секциях.
– Современные дети более раскрепощенные, чем были их родители. Они очень много знают, в том числе благодаря интернету, размышляют, пишут вдумчивые интересные работы. Мне есть с чем сравнивать, ведь очень многие бывшие выпускники приводят к нам уже своих детей, – говорит Лидия Михайловна. – Они хотят, чтобы их сыновья и дочки получили такое же качественное и всестороннее образование, которое мы смогли обеспечить в свое время им. Конечно, бывает всякое – кто-то не выдерживает нагрузок, «не тянет» программу и в результате уходит. Но в целом дети сейчас очень хорошие. При приеме мы, конечно, оцениваем уровень знаний, но все же главное внимание обращаем на глаза ребятишек – если они пытливые, светятся умом, то этот ребенок – наш!


За пределами
параграфов
Андрей ЖИЗЛОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

Педагогическая карьера Нины Ершовой длится дольше, чем биография Правдинской школы Новомосковского округа, в которой она работает учителем истории и обществознания. Наступивший учебный год для нее пятьдесят второй, а школа в 2018-м отметит полувековой юбилей.
– Я и родилась в этих местах – только не в Правде, а в Юдино, которое здесь же, неподалеку, – говорит Нина ­Сергеевна. – Окончила сельскую школу, потом Сталиногорское педучилище, Московский заочный педагогический институт. Почему решила выбрать эту профессию? Просто я продолжила династию – моя мама, Анна Александровна Глотова, проработала в Юдинской восьмилетке больше сорока лет учителем начальных классов. Так что школа мой путь определяла с детства.
Сначала и Нина ­Сергеевна трудилась в родном Юдино. Но затем малокомплектную школу закрыли и детей вместе с учителями перевели в Правду. В 1986-м Ершову назначили директором – на этом посту она работала четверть века. И во многом благодаря именно ей школа преодолела сложные годы, сохранила традиции и удержалась на волне современной педагогики.
– Конечно, современная школа очень отличается от той, что была несколько десятилетий назад, – говорит Ершова. – Но все же главное осталось прежним: мне, как и раньше, хочется работать, хочется идти к детям.
Школьники тоже меняются. Но с распространенным мнением, что нынешние дети менее любопытны, Нина ­Сергеевна не согласна.
– Я считаю, что наоборот – современные ребята живые, энергичные, более пытливые, – говорит она. – Поэтому, чтобы идти на урок, нужно перелопатить много дополнительной литературы и быть во всеоружии. Все зависит от учителя, от его таланта, эрудиции. А еще детей надо любить – и в каждом из них видеть человека.

Педагог
и ученый
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Именно так можно охарактеризовать преподавателей вузов. Об этом – разговор с профессором кафедры «Механика пластического формоизменения» ТулГУ Алексеем Черняевым.

– Министерство, к которому мы относимся, именуется Минобразования и науки. Но ученых – в полном смысле этого слова – единицы, не все сотрудники и студенты могут быть отнесены к их числу. Науку поставить «на поток» невозможно, так что любой вуз в первую очередь – образовательное учреждение. Редко случается, что студент, окончив университет, желает продолжить образование, совершенствоваться. В этом случае нужна хорошая база, крепкие знания…
– Студенты сегодня прагматичны, им надо знать, где может пригодиться тот или иной вузовский предмет – для чего его следует изучать?..
– Да, задают и такие вопросы, и мы объясняем, что изучать надо в первую очередь, чтобы получить зачет. Ну а если серьезно: в машиностроении практически ни одно изделие нельзя произвести без штамповочных операций. Хотя справедливости ради надо отметить, что постепенно доля таких действий уменьшается – созданы современные, многопозиционные обрабатывающие комплексы, да и массовое производство, где применяется штамповка, уходит в прошлое.
– Алексей Владимирович, скажите, а чем вас студенты за последнее время порадовали или рассмешили?
– Радуют ребята заинтересованные, умные, ответственные. А насмешило, когда бакалавры на экзамене, не очень хорошо зная материал, один за другим показывали плохую подготовку. Преподавателей это утомляет, они с надеждой ждут, что хоть кто-то блеснет, случается – задают несколько провокационные вопросы. К примеру, на одном из плакатов была представлена сетка конечных элементов, описывающих очаг деформации в какой-то операции обработки давлением. И когда очередной студент на вопрос, что там изображено, ответить затруднился, один из преподавателей поинтересовался: «А может, это карта звездного неба?..» И экзаменуемый, восприняв это всерьез, задумался и стал искать обоснования «предположения» – пока не услышал хихиканье вокруг…


К ней всегда прислушиваются
Сергей ЗВЕРЕВ
Сергей КИРЕЕВ

Как для большинства преподавателей средних профессиональных учебных заведений, для Елены Евгеньевны Коноваловой педагогическое образование стало вторым. Сначала была Тимирязевская сельскохозяйственная академия, работа в проектных организациях и агроизыскательских экспедициях.

– Я поняла, что есть потребность общения с молодежью, мне было что рассказать студентам, и знания эти будут крайне полезны, – вспоминает Елена Евгеньевна. – Окончила педфак и десять лет преподавала биологию в школе.
В кабинете биологии и дендрологии сельскохозяйственного колледжа имени Ефанова зимний сад занимает места едва ли не больше, чем ученические парты. Еще три сада расположены в просторных холлах. Как говорит Елена Евгеньевна, за всеми растениями ухаживают сами студенты начиная с первого курса, а потом оставляют здесь свои «зеленые» дипломные работы.
– В последние годы ситуация в профессиональном образовании заметно меняется, – продолжает Елена Евгеньева, – и на специальности, ставшие одно время «непрестижными», ребята идут очень активно. В нашем колледже даже пришлось увеличивать количество групп. Очень большой спрос на специалистов со стороны как районных, так и тульских предприятий. Сельское хозяйство возрождается, и мы это замечаем в первую очередь. Молодежь начинает понимать, что умение работать на земле дает гарантированное трудоустройство и приличное материальное вознаграждение. Я уверена, что работа, связанная с землей, – одна из самых благородных и уважаемых!
Мы долго разговаривали о сегодняшнем специальном образовании, обсуждали конкурсы профессионального мастерства, рост популярности специального образования, но и мимо проблем пройти не получилось.
– Это не институт, у нас ведь дети разные. И из небогатых семей, и сироты, и слабо подготовленные по школьной программе, много и других проблем возникает. Главное, их поддержать, найти скрытые способности, помочь им определить свою цель, и главная награда для преподавателя в итоге увидеть, как они меняются, заметить искорку во взгляде. В последнее время часто слышу фразу «оказание образовательных услуг». Мне кажется, это неправильно. Учитель находится на службе у государства и воспитывает в молодых людях любовь к своей профессии. В моем случае это культура общения с землей и окружающей нас природой.
Выйдя из кабинета биологии, я поинтересовался у толпившихся в коридоре студентов, насколько строгий Коновалова преподаватель, и получил однозначный ответ – да. Как выяснилось, многие ее просто побаиваются, но все без исключения уважают и прислушиваются.

Где находится Кирибати?
Софья МЕДВЕДЕВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Ответ на этот вопрос знает, наверное, любой студент исторического факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого. А те, кому еще предстоит посетить пары ­Сергея Николаевича Семушкина, заранее старательно ищут крошечное государство среди тысяч островов на карте Тихого океана.
Сергей Николаевич в юности мечтал стать военным, но не сложилось. Отслужив положенный срок в армии, он, уже взрослый парень, отправился постигать историческую науку в Тульский государственный педагогический институт, да так и остался в профессии: вот уже более сорока лет отдает себя истории, школьникам и студентам.
Сейчас Семушкин преподает на факультете историю Средних веков, историю России, а также ведет уроки в центре образования № 11. Студенты любят пары Семушкина за непредсказуемость – никогда не знаешь, чем обернется рассказ историка о Крестовых походах. Может, придется кому-то из студентов бежать и пересчитывать мемориальные доски на доме Лугининых, в котором располагается факультет, или искать на карте мира крошечные республики и острова.
Семушкин не только обладает поистине энциклопедическими познаниями по истории, но знает практически всех студентов факультета, причем не только нынешних, но и тех, кто уже давно вышел из стен первого корпуса. Что немаловажно – обращается к своим подопечным только по имени. Его отношения со студентами немного вышли за пределы простой формулы «учитель – ученик». Ребята могут поговорить с ­Сергеем Николаевичем не только об учебе, но и поделиться личными переживаниями, обсудить насущные проблемы и попросить совета – наверное, в этом и есть секрет успеха педагога. Многие студенты запоминают ­Сергея Николаевича на всю жизнь. Кто-то – за строгость на экзамене, кто-то – за мучения у доски, а кто-то – за шуточные обещания непременно выпороть за провинность.
– Конечно, такую шутку не каждый поймет, все индивидуально, – улыбается Семушкин. – Но некоторые студенты до сих пор приходят и говорят: «Сергей Николаевич, меня надо выпороть!»
А с недавних пор ­Сергей Николаевич еще работает на должности замдекана по учебно-воспитательной работе – теперь на нем держится и студенческий досуг.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему