Общество

10:29, 03 августа 2018

Русская экзотика

Арсений АБУШОВ

Елена КУЗНЕЦОВА

О «понаехавших» всех мастей, их культуре, традициях, кухне представление получил, пожалуй, каждый русский: СМИ охотно рассказывают об этом. Зато про себя и свой веками формировавшийся уклад жизни не так и много знаем. Конечно, приметы, пословицы и поговорки, обряды на слуху у всех, но что откуда пошло? Почему так говорят или делают?

Своя доля

Популяризировать эту тему необходимо. На этом настаивает глава межэтнической журналистики Маргарита Лянге, которая нередко бывает в Туле и всякий раз не упускает случая поднять эти вопросы.

– Рассказывать русским о русских и их традициях – дело непростое. Гораздо легче говорить об экзотике, эвенках например. Но если молчать о себе, тогда у местного населения будет прогрессировать чувство ущербности и люди начнут искать компенсацию в других сферах. На этом с огромным удовольствием играют экстремисты. Нужно научиться говорить нормально и так восстанавливать чувство справедливости – ключевое понятие русской культуры. Это из-за него происходят конфликты, непринятие других народов. Ведь как получается: все вокруг крутые, и только русские никакие. Но это совсем не так! – с негодованием говорит Маргарита Лянге. И тут с ней трудно не согласиться. Вот только чем же традиции в решении проблемы помогут? По мнению эксперта, главное всеобщее заблуждение в том, что традиционная культура – это музейный экспонат, не имеющий отношения к современной жизни. На самом же деле мы, часто того не понимая, поступаем в традициях.

– Уходя из гостей, мы обязательно получим с собой, «на дорожку» например пирожок. Но разве кто-то по дороге до дома умрет с голоду? Нет, конечно. Есть такое понятие, как «своя доля», которая всем положена – это некое благо для каждого. Вот им и делятся. Более того, «пирог на дорожку» имеет еще и охранную функцию. Считалось, что, выходя из гостей, человек перестает быть под покровительством этого дома и с ним могут случиться всякие неприятности. Пирог служил неким оберегом. Мы же об этом совсем забыли, но по-прежнему не отказываемся взять какое-либо лакомство из гостей. Почему бы не написать об этих традициях? – вопрошает журналист.

Драка – звучит празднично

Следуя совету Лянге, отправляюсь на сбор информации. Если вначале были опасения не найти достойных внимания читателя материалов, то чуть позднее страх охватывает уже от переизбытка информации, которой хочется поделиться.

Вот драка, например! Как ни странно звучит, но это праздник! Драться, конечно, нехорошо, но… такова традиция. А смысл был в том, чтобы выпустить пар. Повод всегда найдется: кто-то кому-то в помощи отказал, другой взял больше, чем положено, а третий, наоборот, недоплатил… Так вот выпускать накопившийся пар можно было исключительно на торжествах, как, например, на престольных праздниках соседних деревень. И ведь даже в этом деле определенный церемониал соблюдался. Во-первых, прежде чем кулаками махать, следовало все, что наболело, огласить, поставить на вид обидчику. Особо творческие натуры даже стихосложением занимались – могли частушку-претензию исполнить.

Обязательный фетиш забавы «стенка на стенку» – белые рубахи. Не для красоты, а все ради безопасности «празднующих». Тут ведь нужно еще сказать, что, несмотря на широту русской души, а может быть, именно по этой причине драться в полную силу у наших предков считалось моветоном. Ограничивали себя богатыри земли русской, своих не калечили. А на белом-то кровь видна сразу, так что если она проступала на рубахе – драку незамедлительно прекращали.

Остановить бой могла и девушка, бросившаяся в толпу дерущихся мужчин, если видела, что кому-то из ее родственников приходится худо. Девушек, это еще наши далекие-далекие предки знали, бить нельзя, потому рукоприкладство тут же заканчивали.

И, кстати, если речь зашла о драках, воинах и богатырях, которых все мы себе представляем глазами художника Васнецова, то только один лишь картинный Алеша Попович был максимально приближен к реальным богатырям. Не были защитники Отечества «косой саженью в плечах», да и в доспехи сильно не рядились. Чтобы противостоять внезапным набегам, нашим предкам приходилось быть не только сильными и ловкими, но и быстрыми, гибкими и легкими. Потому «костюм» отечественного воина: кольчуга чуть ниже бедер и шлем, закрывающий лоб, с бармицей – круговой металлической сеткой. А уж если про крестьян говорить, так те в случае вражеского набега хватались голыми руками за лук и топор. А по-другому и не получилось бы, иначе как целиться и стрелять из лука?

 Все за одним столом

Впрочем, все, что касается традиций и быта, возникло не с кондачка (слово, означающее легкомыслие, произошло, по мнению Владимира Даля, от «скандак», «скандачок», обозначающих «один из приемов выступки народной мужской пляски: пяткой в землю, а носком вверх»). Во всем был свой смысл, который, разгляди мы его сегодня, мог бы помочь разрешить многие бытовые проблемы, в первую очередь научиться общаться. В этом уверена известный тульский психолог Инна Мишурная, которая считает, что современная жизнь формирует клиповое сознание. Коммуникации уходят в виртуальную среду, число контактов у людей растет, при этом заметно теряется качество взаимодействия.

– Формальные фразы по телефону, в соцсетях, даже живое общение становится формальным – это суррогат любви, внимания и искренности. Традиционный семейный ужин уже воспринимается как роскошь. А ведь этот формат необходим, поскольку позволяет, например, самым младшим членам семьи приобрести опыт социализации, продуктивного взаимодействия с людьми разных поколений. Я уже не говорю о том, что ребенок должен быть полноценно включен в процесс: помогать накрывать на стол. Так формируются навыки заботы о близких, прививается уважение к возрасту, к традиционной структуре семьи, где старший мужчина – глава рода. В коллективной семейной трапезе заключен код, который ребенок бессознательно перенимает и так получает представление о поведенческих, нравственных и моральных аспектах социальной жизни. Это то, что объединяет, – говорит Мишурная и предлагает порассуждать о такой забытой традиции, как родительское благословение.

Родительское благословение как знак качества

На Руси, что языческой, что христианской, ведь без него дети шагу не ступали. Отказ от благословения в современном мире психолог называет непостижимым фактом.

– Это действительно феномен! К родительскому благословению относятся как к формальности. У детей выше потенциал профессиональной реализации, выбора стратегии жизненного пути. Нередко родители постфактум узнают об уже принятых каких-то решениях своих чад. Но ведь жизненный опыт родителей направлен на продолжение и укрепление семьи, ее ценностей. Вместе с тем благословение – это оценка перспектив. Если речь идет, например, о браке, то родители смотрят: каковы смыслы, цели, мотивы и стратегии намечающейся пары, здоровы ли будут их потенциальные внуки, Иными словами, у наших предков рождению новой семьи предшествовала серьезная аналитическая работа. И это модель устойчивого развития с прогнозируемым результатом, жесткими правилами, иерархией ценностей, приоритетов и смыслов. Благословение подразумевает под собой ответственность самой высокой пробы, – рассуждает Инна Ивановна.

По ее мнению, родительское благословение, как бы это кому ни показалось странным, есть суть государства Российского, поскольку на его основе веками формировалось такое ключевое понятие, как ответственность – перед собой, близкими, семьей и обществом.

– И получается, что возрождение традиций – один из важнейших современных вопросов, а отнюдь не анахронизм, как многие думают, – заключает психолог Инна Мишурная.

– Мы должны как можно больше говорить про уклад, традиции… Все это позволит видеть разбег жизни. У людей мироощущение совсем другое возникнет, не будет шока от современного миропорядка, – вторит психологу Маргарита Арвитовна.

Иными словами, глава гильдии межэтнической журналистики призывает коллег больше говорить об интересных фактах из жизни народов, доносить чистую информацию, а не надуманную, что называется, припадать к истокам. Информационное поле должно быть засеяно достоверными сведениями, иначе на нем начнут расти сорняки, подменяющие исконные понятия и представления.