Общество

С корней не сорвались

Юлия МОСЬКИНА
Елена КУЗНЕЦОВА

Что общего у нашей области с казачеством? Ответ на самом деле простой – история. Здесь жили и донские, и запорожские казаки, призванные возводить и охранять границу государства – Большую засечную черту. «Тогда, 500 лет назад, они селились здесь, строились, пускали корни, которые никому не удалось потом выжечь», – говорит Алексей Альховик, атаман Западного окружного казачьего общества ВКО «Центральное казачье войско».

Эпоха возрождения
О том, как тесно связан Тульский регион с историей становления российского казачества, сейчас, наверное, знают немногие. И это неудивительно. Сказались долгие годы гонений, которым подверглись казачьи формирования, начавшиеся в 1917 году и фактически продолжившиеся в советскую эпоху. Многочисленность ли казаков испугала тогдашнюю власть, свободолюбие ли, но результат был один: почти полное забвение истории и культуры этих самобытных людей.
Первая волна возрождения казачества пришлась на 1990-е годы, когда вновь стали создаваться казачьи организации и союзы. Что бы там ни было, люди не забыли корней, на которых всегда держалась их семья.
А в 2010 году был коренным образом изменен статус казачества, развитию сообщества придали по-настоящему серьезный импульс, вспомнив наконец о силе этих людей, их верности, умении сплотиться перед лицом любой опасности.
Войсковые знамена, гербы, форма, звания, знаки различия и даже казачьи удостоверения стали единого образца. Форму и знаки разрабатывали в Президентском геральдическом совете, строго следуя историческим традициям и особенностям каждого войска.
– За последние 20 лет отношение к казакам кардинально изменилось, – говорит первый заместитель войскового атамана Западного окружного казачьего общества ВКО «Центральное казачье войско» Владимир Ануров. – Подтверждает этот факт и возросший интерес со стороны молодежи, и обширная правовая база, которая регулирует деятельность казачества. Это и федеральный закон о казачестве и государственной службе российского казачества, и стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. При Президенте России создан специальный Совет по делам казачества, в состав которого входит и наш губернатор Алексей Дюмин. В 2018 году планируется создать Всероссийское казачье общество.

Службе все возрасты покорны
Вообще, с юридической точки зрения казачье общество – это некоммерческая организация, которая должна быть зарегистрирована в специальном реестре. Таких в нашей стране всего 11, и Центральное казачье вой­ско, которое объединяет казаков из ЦФО, в том числе из Тульского региона, – самое молодое. Оно было создано чуть более 20 лет назад.
Есть, конечно, и нереестровые объединения – скорее по интересам. Только там не несут государственную службу, а это для казака очень важно.
В Тульской области сейчас – 10 казачьих обществ в разных районах. Вместе с добровольными народными дружинами они выходят на патрулирование. Например, в поселке Плеханово. Казаки дежурят на Московском вокзале, участвуют в оцеплениях на массовых народных гуляниях. В этом году на День Победы следили за порядком.
– Если «завтра война» – казаки готовы к бою. Даже наши старики будут призваны в ополченские структуры казачества и станут помогать там, – говорит Ануров. – Казак не может быть слишком старым для того, чтобы не ответить, когда зовет Родина. Все мы регулярно проходим вневойсковую подготовку. Это не только практические, но и теоретические занятия, на которые непременно приглашают поколение подрастающее.

Главная задача
В целом же систему казачьего образования, основанного на традициях, хотят построить с детского сада до вуза. И это вполне соответствует сложившемуся в старину положению дел, ведь казаков всегда сызмальства начинали готовить к службе.
Садик с «казачьим компонентом» уже есть в Епифани. А на базе детсада, который входит в тульский центр образования № 27, создали самодеятельный ансамбль песни и пляски «Казачок».
Классы такой направленности создаются в школах. На базе центра образования № 42 он уже работает. Реестрового казака приняли в штат учебного заведения, и теперь на дополнительных занятиях он рассказывает ребятне об истории казаков и укладе их жизни, дети шьют казачью форму, учатся плести нагайки. Есть и полевые занятия – по физической подготовке.
Но все же главная задача казацкого общества – это работа с военкоматами: здесь они помогают подготовить молодежь к службе. К примеру, на базе ре­гио­наль­ного центра допризывной подготовки работает молодежный казачий центр, где юноши проходят военно-патриотическую подготовку. Учатся преодолевать полосу препятствий. Есть тут и секция самбо.
Вскоре у реестрового казачьего общества появится штаб. Он расположится в красивом историческом здании «музейного квартала» – на улице Металлистов. Администрация Тулы уже передала постройку казакам, отчетливо видится, что и как там будет обустроено. Треть помещений займет казачий музей, будущую экспозицию уже формируют. Войдут нее, к примеру, макеты оружия и предметы быта. И даже больше – здесь воссоздадут уголок традиционной казачьей избы – куреня. Но самой любопытной частью экспозиции станет выполненный в натуральную величину макет казачьей сторожи – наблюдательного пункта со всеми его атрибутами.

Казачья святыня
9 декабря в храме Николы на Ржавце молодых туляков будут принимать в казаки, или, как сами они говорят, – верстать. Тут хранится казачья реликвия – икона Николы Тульского, которую в начале XVI века недалеко от кремля нашел казак Ермолай. Считается, что эта святыня сыграла впоследствии огромную роль не только в защите города, но и в становлении государства. Немногочисленный тульский гарнизон чудом выстоял против армии хана Девлет-Гирея, который шел на Москву. По преданию, тогда на защиту родного края поднялись и стар и млад. Горожане совершили с иконой крестный ход вокруг крепостных стен, а во время осады молились святому и выстояли против 30-тысячной басурманской орды.
Вступить в казачество, поясняет Владимир Ануров, может любой. Конечно, чаще хотят этого те, кто знает о казацком прошлом. Но отсутствие знаний – не помеха. Эту малость с лихвой восполняет патриотизм, желание служить своей стране. Есть тут и свои внутренние требования: трое поручителей и успешно пройденный испытательный срок. Если юноша испытание прошел с достоинством, его принимают в казаки. Это церковно-светский обряд. Вера, бескорыстная любовь к родному краю и стремление уберечь его сплелись для казаков воедино.
– Служу Отечеству, казачеству и вере православной, считают казаки, и все три понятия для них одинаково важны, – говорит Ануров, сам потомственный казак.

Другие новости