Общество

13:20, 26 октября 2018

Сельский рай Комкиных

Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

В селе Ржаво нас встречает бело-рыжий кот Мультик. Он один из полноправных членов большой семьи Комкиных, которая живет здесь уже без малого двадцать лет. Правда, Мультик немного стеснительный – в отличие от таксы Греты, которая дружелюбно ластится и к хозяевам, и к гостям.

Судьба привела
Стоит село на юге Щекинского района, недалеко от Лазарева. Имя оно получило потому, что поблизости располагались залежи железной руды, чей цвет в старину и называли ржавым.
Комкины перебрались в Тульскую область в 2001 году. Глава семьи ­Сергей – из Николаевской области, а познакомились они с женой Надеждой в Республике Коми, откуда она родом: сюда Комкин приехал на заработки, фермерствовал. Потом пытали счастье в Москве, но, пожив немного в столице на съемной квартире, решили, что нужен дом.
– Стали искать подходящее жилье – и вот сюда жизнь привела, – говорит Надежда.
У Комкиных уже взрослые дети: сыну Алексею двадцать пять, дочери Ольге девятнадцать. Правда, сейчас мужчины трудятся в Москве. Про ­Сергея Комкина говорят, что он мастер на все руки и может обращаться с любой техникой. И не только с техникой: Надежда признается, что доить коров научил ее именно муж.
– Я, помню, кричала: «Я – со скотиной? Да я к корове ни в жизнь не подойду!» А теперь за уши не оттянешь, – смеется она.
Сергей трудится на дорожном строительстве, на работе его ценят. Алексей учился на юриста, а потом решил – это не его. И вслед за отцом отправился в Москву водителем.
А вот Ольгу родной дом не отпускает: она училась в щекинском колледже, работала – предлагали даже стать бригадиром, но возвратилась в Ржаво.
– Для человека, который прожил в деревне всю жизнь, город – это совсем другое, – признается она. – Там суета, много людей, а здесь тихо, спокойно, красиво.
Так что хозяйство большую часть времени находится в женских руках.

Молочные реки
Сейчас у Комкиных восемь голов крупного рогатого скота. Четыре раза в год забивают на мясо. Есть куры, утки, держали свиней, но сейчас осталась только одна. От кроликов тоже отказались.
– Я-то с удовольствием с ними возилась, а скажешь другим – так переругаются! – улыбается Надежда.
– Да я лучше быков накормлю и напою, чем кроликов! – оправдывается Ольга.
– Ну да, это тяжело – надо ведь каждую клетку открыть, почистить, поменять… – соглашается Надежда. – А вообще на селе можно жить и зарабатывать, если любишь возиться со скотиной. Главное – все отладить, каждую работу делать вовремя.
Молоко дает заработок. Четыре раза в неделю Надежда садится за руль и едет к своим постоянным клиентам в Щекино, на Косую Гору: доставляет прямо домой или к месту работы. Многие покупают у нее молоко годами – а это лучшее признание качества.
– Много времени, конечно, отнимает дорога – всю неделю не вылезаю из машины: пока доедешь до города, пока развезешь, – признается Надежда. – Но все равно для меня это намного спокойнее, чем на рынке. Туда везешь, стоишь-стоишь, сбавляешь цену – а все равно не берут. Или, к примеру, знаешь, что у тебя творог свежий и вкусный, а тебя так охают…
Времени для отдыха у крестьянина всегда мало. Но летом Надежде удалось-таки вырваться ненадолго в Судак и Феодосию.
– А как раз мужики были здесь, шел сенокос, – включается в разговор Ольга. – И я тут одна на хозяйстве!
– Тоже приходилось их строить?
– Приходилось всех кормить! – смеется она.
– Я звоню домой из Крыма, – говорит Надежда, – а она чуть не в слезах: «Приезжай скорей, я больше не могу!» Ей, и правда, повезло: всех покормить, скотину выгнать, коров подоить, молочку сварить… Я мужу говорю: «Мы уже собираемся возвращаться». Он отвечает: «Ну если хочешь, еще отдохни». А она кричит: «Нет, приезжай домой!»
Впрочем, отдыхать ездят и в Ржаво. В этом году с Севера к Надежде приехала подруга детства и восхищалась не только выращенными ею помидорами, которые, впрочем, имели огромный успех.
– Мы собирались поехать в Тулу – хотела показать ей достопримечательности, – говорит Комкина. – А она: «Я никуда не хочу! Здесь такой рай…»
Одна на всех дорога
Рай не рай, но, без сомнения, Ржаво, как всякий населенный пункт – независимо от масштаба, – старается стать лучше. В этом году дорогу к селу наконец-то засыпали щебенкой и укатали – теперь распутица местным жителям не указ. Помог проект «Народный бюджет».
– У нас народ молодцы, дружно собрались, – рассказывает Надежда. – Мы, правда, с первого раза не вошли в программу, но теперь получилось, скинулись по одиннадцать тысяч с копейками – тут дорога все-таки почти километр. Администрация тоже работает хорошо – и Лазаревская, и Щекинская районная. Чуть что-то случилось – звонишь, и сразу бросаются делать. Но подрядчик душу вымотал! Две недели была с ними на этой дороге с утра до вечера: обязательно нужен глаз да глаз, иначе могут сделать все тяп-ляп.
Нерадивым строителям Надежду не провести – по специальности она штукатур-маляр и любую недоделку видит сразу.
Еще одна ржавская проблема – отсутствие Интернета. Сегодня он уже стал необходимостью, наряду с водой, газом и прочими коммунальными преимуществами. Обиднее всего то, что оптоволокно уже дотянули до бугра, до въезда в село, но на этом остановились.
Скоро в селе установят контейнеры для сбора мусора, а в начале 2019-го в Ржаво должно появиться и уличное освещение. Правда, старый магазин здесь на замке, но дважды в неделю к почте подруливает автолавка: хлеб и прочие необходимые продукты местные покупают там.
– К нам приезжают даже москвичи, строят дома: у нас и соседи из столицы, – говорит Надежда. – Ничего, отношения с местными нормально складываются, им никто не завидует. Так что деревня не умирает – наоборот, оживает.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий