Общество

10:03, 09 августа 2013

Семь раз проверь

Профилактические рейды по точкам торговли алкоголем проводятся сотрудниками полиции в Тульской области регулярно. Еженедельно  стражи порядка выявляют порядка 20 нарушений в сфере торговли спиртным, снимают с реализации около тысячи литров пива, водки и вина.
Проверочные закупки, как правило, осуществляются в тех магазинах и кафе, которые раньше уже успели «проштрафиться». Один известный, казалось бы, любому туляку магазин-бар в Пролетарском районе Тулы до вступления в силу поправок в федеральное и региональное законодательство был ничем не примечательным винным. Когда же торговля алкоголем с 11 вечера до 8 утра попала под запрет в соответствии с ФЗ №171, предприниматели быстро оформили необходимые бумаги и назвались баром, то есть предприятием общепита, тем самым продолжив получать прибыль даже в ночные часы.
Немногим позднее региональное правительство установило новые, уже областные нормы для заведений общественного питания, желающих торговать алкоголем: не менее 6 столов на 24 посадочных места. Но и это требование владельцы вышеупомянутого магазинчика выполнили, так что полицейские ушли из заведения, не предъявив претензий.
Зато в кафе поблизости обнаружились более чем солидные нарушения.
– Граммов двести водочки можно нам с девушкой? – посетитель забегаловки ведет себя непринужденно.
– Да, конечно, сейчас принесу, – отвечает официант и скрывается в глубине небольшой постройки во дворике.
Парень со спутницей садятся за столик, накрытый потрепанной клеенкой, и ждут заказ. Но, как выясняется позже, это не простые клиенты, которые решили выпить посреди рабочего дня. Девушка – журналист и снимает беседу с работником кафе на камеру мобильного телефона, а парень – сотрудник полиции в гражданском. И пришли они сюда, чтобы проверить оперативную информацию. После того как на столе появляется графинчик с прозрачной жидкостью и две рюмки, тихий дворик заполняет толпа журналистов с диктофонами и телекамерами, полицейские и сотрудники администрации.
– Мы получили сообщение о том, что в этом кафе продают водку, хотя лицензии на торговлю крепким спиртным у его владельцев нет и быть не может, ведь юридически заведение оформлено как индивидуальный предприниматель (ИП), – пояснил начальник отдела по исполнению административного законодательства Тульского городского УМВД Алексей Федотов. – Соответствующие документы выдаются только организациям – юридическим лицам.
Полицейские требуют у официанта вызвать владельца кафе для составления административного протокола.
– А вы пока выпишите счет, – говорит официанту сотрудник полиции.
Тот начинает старательно выводить буквы на бумаге.  Получается: «Водко праздичини, 200». Похоже, счет здесь выписывают редко, если вообще прибегают к такой процедуре. Все это наводит на мысль, что за выпивкой сюда приходят исключительно «свои», то есть те, кто знает, чем здесь торгуют и почем.
Наконец появляется и владелец заведения. Забит Мустафаев выглядит спокойным, как будто проверка для него – не первая. Он не стесняется телекамер и толпы журналистов.
– Лицензии у нас нет, – говорит он полицейскому. – А водкой мы не торгуем.
– Но вот же, продал ваш официант.
– Если продал – значит, накажем его, – уверяет Мустафаев.
Впрочем, и хозяину кафе не уйти от наказания. Весь обнаруженный правоохранителями алкоголь, кроме пива, будет снят с реализации и изъят. Вернуть его обратно предприниматель сможет только в том случае, если суд не примет решения о его уничтожении. Грозит ИП и штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей за торговлю спиртным без лицензии.
– Вообще-то осуществление предпринимательской деятельности без лицензии можно квалифицировать и по Уголовному кодексу РФ, – заметил руководитель областного комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Кирилл Гузов, который также участвовал в рейде. – Но еще ни в одном регионе уголовное дело в отношении ИП в таких случаях не завели: очень трудно доказать, что своими действиями предприниматель нанес крупный ущерб либо получал доход в крупном размере.
Злачных мест в Пролетарском районе Тулы хватает и без кафе Мустафаева. Следующим пунктом рейда стал ларек, над которым красовалась надпись «Разливное пиво и квас». По закону торговля спиртным в нестационарных объектах (читай: всевозможные палатки и тонары) запрещена. Но здесь, похоже, об этом не слышали. Хотя, скорее всего, выручки от продажи пива настолько велики, что предприниматель пошел на нарушение, чтобы не терять прибыль.
– Здесь постоянно стоят очереди, – рассказала проходившая мимо ларька женщина с ребенком. – Я живу в доме напротив и часто наблюдаю такую картину. В основном днем и вечером, иногда даже поздно, часов в 9–10. Порой покупатели устраивают драки, шумят. Несколько раз приходилось вызывать полицию.
На этот раз нарушителей общественного порядка поблизости не обнаружилось, но мужчины у ларька стояли. Они не спеша потягивали жидкость из больших пластиковых стаканов и болтали о своем.
Журналисты с фото- и видеокамерами притаились в ближайших кустах, выжидая, отпустит ли продавщица «засланному» покупателю пенный напиток или нет. Но тут к ларьку подходит женщина, покупает пиво и добавляет:
– Опять снимают палатку твою, вон с той стороны из-за дерева, трое.
Впрочем, продавщицу этот факт не смущает и она передает в руки «контролера» полуторалитровую бутылку с пивом. Через секунду тесное помещение заполняют полицейские и журналисты. Женщина звонит хозяину торговой точки, вызывает его на место «ЧП». И по аналогии с кафе сотрудники правоохранительных органов составляют административный протокол, подгоняют машину и грузят туда кеги с пивом.
– Точки, по которым получаем информацию о нарушениях, мы объезжаем два раза в неделю, – пояснил Алексей Федотов. – Составляем протоколы, снимаем спиртное с реализации. Если предприниматели не в первый раз попадаются на незаконной торговле, мы направляем в городскую администрацию запрос с целью расторжения договора аренды земельного участка, на котором расположена торговая точка.
Алкогольный бизнес всегда был одним из самых прибыльных видов деятельности. Именно поэтому многие мелкие предприниматели сознательно идут на нарушение закона ради хорошей выручки или придумывают, как его обойти. Но федеральные и региональные власти находят лазейки в законодательстве и устраняют их. Сокращается и время, и количество точек продажи спиртного. Вопрос лишь в том, сыграет ли все это роль в оздоровлении нации, ведь именно такие цели преследует антиалкогольная политика государства.
 Анна ЕРОФЕЕВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему