Общество

18:30, 17 февраля 2016

Школа будущих героев

 Анастасия КАЛИНИНА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Первое, что бросается в глаза при входе в белевскую школу № 4, – выложенный плиткой пол с каким-то античным орнаментом. Пожалуй, это то, что лучше всего пережило 110 лет, прошедших с момента основания школы.

Только редкие сколы появились здесь в 41-м году, когда немецкие оккупанты сделали в школе конюшню, и подковы лошадей выбили ямки на красивой классической керамике.

Высокие потолки – высокие речи
– У нас очень живая школа, место словно намоленное. Здесь атмосфера особенная, тут здорово работать литераторам. Высота потолка – видите? Много воздуха и много света… Здесь хочется читать красиво, говорить о высоком, – начинает экскурсию директор школы Ирина Соколова.
Здание и впрямь удивительное, необычное и даже по-музейному роскошное. Тут – паркет. Там – затейливые ниши, играющие на свету гранями. Учебные кабинеты выходят на самую солнечную и теплую сторону.
Помещение строилось для Белевской женской гимназии. Более ста лет назад местные купцы поняли, что отправлять девушек учиться в другие города не очень удачная затея. Потому что барышни, получив образование и заведя новые знакомства, в родной город уже не возвращались. В 1905 году в одном из домов легендарного производителя пастилы Прохорова открылись классы. А в 1913 году было построено новое здание на 240 мест. Год спустя здесь состоялось торжественное богослужение по поводу открытия, но началась Первая мировая война. Гимназистки отложили учебу, помогали раненым, которых по железной дороге привозили в Белев. Занятия в гимназии возобновились в 1917 году, и прерывалась учеба лишь в годы Великой Отечественной, когда город был оккупирован.
Историю советского периода рассказывают фотографии, развешанные вдоль лестницы. Финиширует в беге, распахнув руки, словно птица, девушка в старомодных шортах и майке. Она вот-вот сорвет натянутую ленту, комочки земли, вырванные шиповками, навечно зависли в воздухе. Это – выпускница школы, которая потом до пенсии работала здесь учителем физкультуры. Тут – учителя отдыхают на скамейке. Прислонилась к дереву женщина в белом, с царственной осанкой – педагог из совсем давних, дореволюционных времен. Еще одно знаковое фото – последний звонок 1986 года. Тогда на линейку пришли выпускники 1941 года. Их было много, и они еще были полны сил…
Эти фотографии раскрывают, пожалуй, главный секрет школы. Здесь не делят эпохи на «до» и «после». Ученики, выпускники, учителя словно бесконечно вращают колесо жизни, вовлекая в его орбиту лишь самое доброе, важное, вечное.

Белевский рубеж
Учителя физкультуры в школе №4 вычислить было бы непросто – он одет строго и официально, без простительной для физруков небрежности. Но лыжные ботинки безошибочно указывают на специализацию педагога. Александр Токарев приводит в кабинет директора для интервью своих «бойцов» – ребят, активно участвующих в поисковом и военно-патриотическом движении в школе. Восьмиклассники если и смущаются корреспондента, то всего несколько секунд. А потом грамотно, эмоционально и образно (неужели и впрямь высокие потолки способствуют высоким речам?) начинают наперебой рассказывать об участии в Вахте Памяти, поездке в лагерь на Бородинское поле.
– Когда я только собирался на раскопки, то представлял их себе, как показывают по телевизору: все размечено, огорожено лентами. Но нас привезли вообще в лес. Первое, что я увидел, – ржавый разорванный снаряд – «ромашку» от катюши. А потом уже было и поле – с раскопанными ямами, и в них лежали останки бойцов, – рассказывает Артем Рыжаков.
Директор уточняет, что собственный поисковый отряд в школе появился в 2014-м
году. «Застрельщиком» стал ученик Дима Шашков, сегодня уже студент педуниверситета, который примкнул к участникам областной Вахты Памяти, а затем, по просьбе педагогов, помог организовать школьный отряд «Белевский рубеж». Родители поначалу с опаской отнеслись к затее и встречали своих сыновей из первой самостоятельной экспедиции, словно они возвратились с фронта.
– Это был тот момент, ради которого стоит работать учителем, – вспоминает Ирина Соколова. – Туда, в поля, уехали бесшабашные детишки. Обратно – парни с яркими, вдумчивыми глазами. И рассказывали, рассказывали – о поднятых солдатах, найденных снарядах…
С тех пор повелась в школе традиция регулярно выезжать на раскопки. Причем, говорит директор, у нее и ее коллег появился дополнительный «воспитательный рычаг».
– Достаточно сказать: «Такое поведение недостойно поисковика!». И парень задумался. В экспедиции берем не абы кого, ведь это не баловство, это не прогулка, не экскурсия. Это ответственная и трудная работа, и ее заслужить надо, – считает Ирина Соколова.
Что касается Артема, то после Вахты Памяти он решил стать военным, как прадед.

Сохраняя память
Перечислять направления работы школы можно бесконечно. И методического материала, и важных для воспитания фактов хватает: сами белевцы называют свой город городом героев, здесь земля пропитана глубокой и славной историей. Из того, что выделяется из обычных школьных приемов военно-патриотического воспитания, – шефство над могилами героев. Каждую пятницу дежурный класс наведывается на места захоронения уроженцев Белева, героев СССР Чепурнова и Азарова. Следят – все ли в порядке, не надо ли подкрасить, почистить снег.
– Как-то в апреле, когда земля просохла, пришли мы на могилу Василия Азарова. Она нуждается в особой заботе, родственников у него, в отличие от Чепурнова, не осталось. Ребята видят, памятник старенький, из нержавейки, сто раз крашеный и облупившийся. И стали дети неудобные вопросы задавать: почему у одного героя памятник красивый, а у другого – такой вот, как есть? Стыдно стало. Подумали мы с учителями: а что мы государство ждем и ждем? И то оно нам должно, и другое… Потом Азаров ведь не только за государство сражался, но и за каждого из нас. Коллеги, что называется, скинулись – кто сколько мог, – говорит директор.
Под самый конец экскурсии заходим в класс начальной школы. На столе у педагога – книга про оборону Севастополя, ее, видимо, только что читали вслух.
– Ваня Ткачев, расскажи, пожалуйста, нашим гостям, а кто был твой прадед? – спрашивает Ирина Соколова.
Мальчик, вытянувшись, по-военному рапортует:
– Участник Великой Отечественной войны, командир снайперской роты 81-го гвардейского стрелкового полка. Лично уничтожил 422 гитлеровцев, в том числе 70 снайперов, – отвечает парнишка.
…Почему-то в голове начинает звучать песня из фильма «Офицеры»: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
Когда мы выходим из школы, навстречу шумно вваливаются несколько ребят в мокрых ботинках. Парни увешаны медалями, у одного в руках блестящий кубок, у другого – стопка грамот. Старшеклассники вернулись с соревнований, еще раз доказав, что Белев – город героев.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На финишной прямой

17 февраля, 17:21

В гостях у кадетов

17 февраля, 17:20

На эту же тему