Общество

09:00, 24 апреля 2015

Школа закрывается?

 Анастасия КАЛИНИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В деревне Сухие Плоты закрывается школа. Все ее ученики с 1 сентября поедут за знаниями в соседнее село Борятино. Родители, учителя, чиновники изложили свои взгляды на большую проблему маленького населенного пункта.


Сухие Плоты расположены аккурат у трассы М4 «Дон». Это имеет определяющее значение для разворачивающейся здесь драмы. День и ночь по дороге нескончаемым потоком едут машины – в Москву или Воронеж. Но после поворота с федеральной магистрали на проселочную дорогу оказываешься будто в другом мире. В Сухих Плотах – спокойно и тихо. У подножия холма, на котором разместилось около полусотни домиков, течет извилистая речушка, давшая название деревне. В ней, несмотря на холодный апрельский день, плещутся толстые гуси. На крошечном пятачке перед местной «конторой» нас встречает мама двух школьников Надежда Подшибякина.

Родители
Стихийное родительское собрание с участием прессы проходит здесь же, в деревянном домике, на котором еще сохранился советский лозунг о бережном отношении к народному хозяйству, а на информационной доске висит написанное от руки объявление: «Баба Тоня продает четырех коз на мясо, двух индуков и четырех индушек».
Местные жители – супруги Подшибякины, Елена Сергеева и Любовь Перешеина – по очереди рассказывают, чем чревато закрытие школы.
– Дорога от трассы до Борятинской школы – разбитая, опасная. Там крутой спуск к мосту, да и сам мост доброго слова не стоит – не ремонтировался тысячу лет!
– Дети наши маленькие, ездить далеко, да еще по скоростной трассе!
– И школа наша очень хорошая, столько грамот ребята получают. И показатели по учебе очень высокие…
– А еще автобусу придется делать два рейса. Например, сначала наших детей забрать и отвезти в Борятино. А потом за школьниками из Красавки ехать. Кто будет за нашими детьми смотреть до начала занятий? И во сколько им вставать, чтобы автобус успел до уроков в оба конца съездить? – наперебой приводят доводы против закрытия школы родители.
В руках Надежды Подшибякиной – письмо губернатору с подписями всех родителей. В нем изложена нехитрая деревенская история – как 25 марта этого года на общем собрании чиновники из Волова сообщили о ликвидации школы в Сухих Плотах.
– Они называют это реорганизацией. Но какая это реорганизация? Закроют, и все. А мы не согласны. Мы будем бороться! – убежденно говорит женщина. – Посмотрите, как у нас здесь спокойно и тихо! Дети все на виду, за ними любой взрослый присмотрит. И никакой грязи, не то что в городе…

Учителя
Дорога от «конторы» до школы – 10 минут неспешным шагом. После городской копоти здесь, и правда, легче дышится. Сухая Плота еще местами подо льдом, но вид на реку все равно красивый. Из-за деревянной городушки нас меланхолично провожает взглядом белый конь. Навстречу попадаются двое первоклашек – у них уроки заканчиваются раньше всех. Егор и Варвара весело и шумно болтают, хихикая и размахивая руками, но, завидев незнакомцев, да еще с щелкающим фотоаппаратом, напускают на себя строгий вид и стараются побыстрее прошмыгнуть мимо.
Школа в Сухих Плотах приземистая, одноэтажная. Видно, что здание старое, но построенное основательно. Входная дверь закрыта – требование безопасности. По звонку нас впускают. Навстречу выходит директор. У нее усталое лицо, и поначалу Людмила Данилова относится к представителям СМИ так же настороженно, как только что встреченные первоклашки. Но уже через минуту директор приглашает нас в кабинет немецкого языка, где спокойно и сдержанно отвечает на все вопросы.
– Я работаю здесь очень давно, с 1985 года… И, сколько помню, всегда вопрос о закрытии висел над нашей школой, – сидя под плакатами, объясняющими грамматическую схему пассивного залога, рассказывает она.
Данилова и забежавшая в кабинет учитель истории Инна Николаевна нордически спокойны. Педагоги не возмущаются, не ропщут и с пониманием относятся к решению районной власти. Видимо, для муниципалитета содержание учреждения – неподъемная ноша. Сейчас здесь учатся 18 детей, в следующем году учеников, скорее всего, останется 14–15…
Понимают учителя и то, что обещанное трудо­устройство сотрудников из переформированной школы почти неосуществимо, так как штат Борятинской школы укомплектован.
– Да, наши ученики хорошо подготовлены. Они проходят аттестацию, активно и, что немаловажно, успешно участвуют в смотрах, конкурсах, олимпиадах разного уровня. У нас 6 отличников. Школа ведь небольшая, и каждый ребенок, естественно, получает больше внимания. Но что мы можем сделать? Еще лет десять назад тут учились около 60 человек. Но развалилось сельское предприятие, с этим событием и совпал отъезд семей с детьми. С тех пор у нас с каждым годом меньше учеников, – признает Людмила Данилова.

Чиновники

Несмотря на то что дамоклов меч висел над школой не первый год, окончательное решение было официально озвучено лишь несколько недель назад.
– Здание школы построено в 1900 году, проектная мощность 60 мест. Здесь нет спортзала, а для занятий физкультурой оборудован кабинет, – рассказал по телефону заместитель главы администрации района Николай Пантюшин. – Нет оборудованных кабинетов физики с подводкой низковольтного электричества к столам, химии – с подводкой воды.
Бюджетные затраты на одного ребенка для муниципалитета выходят более чем заметные: в 2013–2014 учебном году один сухоплотский школьник обходился местной казне в 320 тысяч руб­лей. В 2014 году на содержание здания, оплату энергоносителей и коммунальных платежей было затрачено 868 295 рублей, на заработную плату работникам и лечение – 4,5 миллиона...
В Борятинской школе, к слову, тоже катастрофический недобор. Помещение рассчитано на 300 с лишним детей, а учатся всего 42.
И хотя материальные доводы исчерпывающие и наглядные, покидать Сухие Плоты грустно. Проводить нас выходят директор и учитель литературы, которая подарила нам диск с собственной фотохроникой школьной жизни и рассказала, что фотография – общее увлечение детей и преподавателей. Один из снимков, висящий на стене, сделал бы честь самому Василию Пескову – изящный, мудро взирающий филин, облюбовавший весеннюю ветку с проклюнувшимися листочками в школьном саду.
– А может, в нашем селе вновь возродят сельское предприятие? Вот москвичи же приехали, хозяйствуют. Технику новую покупают. Но останутся ли они здесь, когда тут школы не будет и работников молодых тоже? – в отчаянии приводит еще один аргумент безу­тешный родитель Подшибякин.
...Выехав на трассу, наш водитель долго ищет место для разворота в обратную сторону. Оно обнаруживается через 13 километров, как раз в районе Борятина, куда предстоит ездить школьникам из Сухих Плотов. Примерно столько же до деревни Красавка, откуда тоже надо возить учеников. Логистика для детского автобуса получается головоломная. Лавируя между большегрузами, мы берем курс на Тулу.
– Опасная дорога, – вполголоса бормочет наш водитель.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему