Общество

20:40, 04 сентября 2013

«Шмайсер» хорош, да патронов не найдешь

В Брянской области прошли памятные мероприятия, посвященные 70-летию освобождения города Карачева от немецко-фашистских захватчиков. Среди приглашенных на праздник был туляк Василий Корольков. В далеком 1943 году наш земляк в составе 84-й гвардейской стрелковой дивизии брал этот город штурмом.

– Обо мне представители тамошней администрации узнали по Интернету. В торжествах принимал участие уже третий раз. Раньше из тех, кто освобождал Карачев, нас собиралось четыре человека, а в нынешнем году был только я один, – признается Василий Никифорович.
Он родился в 1925 году. В армию был призван Плавским районным военкоматом. Хлебнул сполна фронтового лиха на подступах к Карачеву – в боях у железнодорожной станции Хотынец. Там, как указано в документах Центрального архива Министерства обороны России, 10 августа Корольков из автомата подавил пулеметную точку, а также уничтожил двух солдат вермахта. За что храброго и умелого воина командование наградило медалью «За отвагу». А дальше – в наступление.
Краеведы пишут: гитлеровцы предполагали, что Карачев им удержать не удастся, а потому старались нанести ему максимальный урон. Вражеские саперы приводили в действие мощные заряды взрывчатки, заложенной в каменных домах. Поджигали любые деревянные строения. Закладывали где только можно противотанковые и противопехотные мины. А местных жителей угоняли за сотни километров от насиженных мест – кого в Польшу, кого в Германию… После этого многие военнослужащие вермахта покинули старинный город и ушли в направлении Брянска, а часть солдат осталась. И встретила наступавших красноармейцев плотным огнем.
– Немецкий заслон – это были фактически смертники, всеми силами старавшиеся задержать наше продвижение, – вспоминает Василий Никифорович. – Оборонялись они упорно и «положили» очень много красноармейцев. Кто-то из фашистов засел в церкви. Полагаю, это были наблюдатели и корректировщики огня. Пришлось просить танкистов, чтобы они из пушек ударили по врагу.
По словам Королькова, передвигаться летом 43-го чаще всего приходилось ползком. То и дело советские бойцы присматривались к складкам местности, пытаясь понять: не установлены ли здесь мины? Особенно много гитлеровцы заложили «лягушек». Чуть зацепил такой «сюрприз» – боеприпас подпрыгивает и на уровне человеческого роста поражает металлическими шариками все живое…
– Я был вооружен ППШ. Иногда пользовался и трофейными «шмайсерами», но быстро от них избавлялся. В армии у немцев таких автоматов было мало: замучаешься к ним патроны искать, – продолжает фронтовик. – А к нашему ППШ всегда боеприпасы имелись. После того как ликвидировали противника или брали в плен, забирали себе котелки. Из них очень удобно есть. И еще пользовались их складными саперными лопатками.
…По мнению историка Передельского, гитлеровцы нанесли ущерб Карачеву на 353 миллиона рублей. В городе и районе они уничтожили более 9000 домов, 193 скотных двора, 181 конюшню, 86 свинарников, 100 овчарен, 86 птичников, 422 зернохранилища, 779 сараев, 231 овощехранилище, почти все школы. А пахотные земли после боев еще очень долго оставались непригодными для использования – из-за огромного количества окопов, воронок и боеприпасов. И до сих пор брянские аграрии выворачивают на поверхность то снаряды, то гранаты.
Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему