Общество

20:00, 16 октября 2012

Современный учитель: грамотный импровизатор и талантливый технолог

Сегодня Надежда Шайденко – депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по образованию, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, советник университета по научно-методической работе. Но, получив почти 40 лет назад диплом с отличием Тульского государственного педагогического института имени Л. Н. Толстого, она считает себя в первую очередь Учителем.В нынешнем году Надежда Анатольевна вошла в состав Большого жюри конкурса «Учитель года» и впервые увидела изнутри главное педагогическое состязание страны. Впечатлений, разумеется, много...
– У меня сформирован очень сильный преподавательский рефлекс: столкнувшись с новым явлением, прочитав хорошую книгу, узнав интересную новость, я в первую очередь думаю, как рассказать об этом ребятам, использовать в лекции? И, естественно, после такого важного для профессионального сообщества события у меня родилось несколько идей. В частности, для традиционной педагогической олимпиады в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого, которым я руководила без малого двадцать лет...
– Надежда Анатольевна, для университета конкурс «Учитель года» – особый. Выпускники тульского «педа» дважды получали «Хрустального пеликана».
– Совершенно верно. И я могу сказать, что эта ситуация уникальна. Нет больше ни одного регионального вуза, давшего России двух лучших учителей! Прекрасно помню выпускника родного для меня филологического факультета Александра Сутормина, ставшего победителем первого конкурса. Это было в далеком 1990 году. И что поразительно, Александр Евгеньевич и сегодня работает учителем той же школы села Поповка Чернского района Тульской области. А ведь интересные предложения поступали ему из нашего университета и из Москвы... В Год учителя в конкурсе победил выпускник естественно-научного факультета ТГПУ Андрей Гарифзянов. Недавно я рассказывала об этом на праздновании Дня учителя в университете и уверена – у кого-то из ребят внутри екнуло: «Может, и у меня получится!»
– Впервые вы видели конкурс изнутри, участвовали в работе Большого жюри, которое всегда возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий. Были ли у вас собственные предпочтения среди конкурсантов?
– Наверное, сказалось преподавательское прошлое – мои симпатии были отданы гуманитариям. Например, очень нравилось, как работает Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы из Москвы. Она уходила из школы в журналистику, была вполне успешной в этой профессии, но снова вернулась в класс – с более широкими взглядами, умением строить диалог, вести дискуссию. Она стала одним из абсолютных победителей конкурса. В этом году опять вручали двух «Хрустальных пеликанов», два педагога получили равное количество баллов. Второй – Александр Демахин, учитель мировой художественной культуры  в гимназии Сергиева Посада. Парень сам учится в ГИТИСе, его урок – настоящий театр одного актера. Не всегда безупречный с точки зрения методики, но, безусловно, захватывающий.
Мне кажется важным, что победителями стали именно такие педагоги, не замкнувшиеся в рамках одной профессии. Они демонстрируют креативный подход, который дает отличные результаты. Это прекрасный ответ на постоянные разговоры о кризисе школы, которые ведутся в СМИ: учителя неинтересны, дети не хотят учиться...На конкурсе мы увидели десятки тех, на чьих уроках у ребят дыхание захватывало!
В ходе одной из многочисленных дискуссий был поставлен вопрос: «Настоящий педагог – грамотный технолог или талантливый импровизатор?» И был дан парадоксальный, но верный по сути ответ: «Грамотный импровизатор и талантливый технолог»...
– Конечно, от учителя, его подхода к профессии, креативности зависит очень многое. Но есть проблемы, которые в равной степени стоят перед всеми – «звездами» педагогики и теми учителями, которые просто делают свое дело. Один из вызовов современной школе – Интернет. Обсуждались ли в рамках конкурса проблемы взаимодействия школьников с Глобальной сетью, ухода детей в виртуальную реальность?
– Одна из дискуссий так и была обозначена – «Интернет в образовании: «плюсы» в образовании и «минусы» в воспитании». Прозвучало очень много важных замечаний. Педагоги признают, что Сеть дает отличные возможности для дистанционного обучения, но никакие технологии не заменят живого учителя. Обсуждался опыт взаимодействия учителей и учеников в социальных сетях. Например, Ирина Невара, учитель английского языка из Карелии, рассказала, что ребята пригласили ее в группу класса – без приглашения она туда не вступала. Звучало мнение о том, что необходимо задавать вектор общения,  заниматься социализацией детей в социальных сетях. Много вопросов вызывает практика электронных дневников: не всегда родители адекватно реагируют на полученную таким образом информацию. Учителям приходится объяснять ситуацию по телефону, личное общение всегда позволяет найти компромисс.
– Надежда Анатольевна, одна из традиций конкурса – «круглый стол» пяти победителей с участием министра Дмитрия Ливанова. Вам, как законодателю, что-то показалось важным и интересным?
– Была заявлена очень актуальная тема для дискуссии: «Контроль над школой: как уйти от бюрократического надзора к самоконтролю и прозрачности школы». По мнению Виты Кириченко,  впервые за долгое время совпали желания «низов» и планы «верхов». Вал бумаг, под которым тонет современная школа, всех «достал», говоря языком молодежи. Учителя рассказывали, какие абсурдные запросы приходят в их школы едва ли не ежедневно. Чтобы ответить на каждый, нужно просто прекратить вести уроки, не говоря уже о подготовке к ним. Не может не радовать, что Дмитрий Ливанов еще раз подтвердил намерения министерства сократить количество бумаг в школах в несколько раз, но подчеркнул, что отчетность, безусловно, нужна. Сейчас в министерстве готовятся предложения по совершенствованию этой системы.
Российская школа меняется на наших глазах, и законодательство обязательно должно быть приведено в соответствие с реалиями жизни. Работа идет – новый закон об образовании долго обсуждался, дискуссии еще не закончены, но срок его принятия уже близок.
...Но сегодня по итогам конкурса мне бы хотелось сказать о другом. Всю свою жизнь я учусь – осваиваю разные области знания, совершенствую навыки. И, находясь в жюри, наблюдая за работой конкурсантов, я постоянно отмечала для себя какие-то их находки, методические приемы, интересные идеи. Это убедило меня в том, что российская школа по-прежнему хранит свои лучшие традиции. Учителя остаются подвижниками, любящими детей и школу. Уверена, что среди победителей Всероссийского конкурса «Учитель года» когда-нибудь снова появится наш выпускник. Тогда Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого установит настоящий рекорд!
Мария МАЛЫШЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему