Общество

00:00, 24 марта 2018

Сойти с кольцевой

Юлия МОСЬКИНА
Михаил ЛЕОНТЬЕВ

Лет десять назад главной мечтой человечества – если проанализировать статьи в газетах и интернете, телевизионные передачи – было похудеть. Сейчас – выйти из зоны комфорта. А если кто-нибудь решится несмело возразить – дескать, какой комфорт: мы устали и закрутились, мы много работаем, воспитываем детей, сдаем норматив по челночному бегу между магазином и домом, его непременно осадят. Выходи. Выходи, а то проиграешь. О том, что такое зона комфорта, как далеко ее нужно оставить позади и, главное – зачем, мы спросили у тульского бизнес-тренера Анны Гулимовой.

– У всех людей есть определенные установки, и психологи об этом знают, – Анна начинает, как кажется, издалека. – Именно установки заставляют нас находиться в зоне комфорта, то есть действовать по накатанной. Как в анекдоте: «Это кольцевая, подумал Штирлиц». Установки – это зафиксированные привычки и жизненные сценарии. К примеру, если родители говорили: «Ты ничего не добьешься», сформировалась такая установка, ничего не попишешь: живешь как неудачник. Тот, кому внушили, что он не умеет принимать серьезных решений, – даже не пытается. И наоборот: кто изо дня в день слушал, что он самый лучший, – покоряет любые вершины. Вот эти обстоятельства психологи называют почему-то зоной комфорта, неким привычным образом жизни. Впрочем, к навязшей на зубах формулировке уже сейчас много вопросов. Действительно, зачем говорить о комфорте в ситуации, от него далекой? Куда правдивее звучит «зона привычек». И психологам, и нейрофизиологам, и простым смертным очевидно: попав в ту самую зону привычки, человек абсолютно точно упустит из виду очень многое. К примеру, тот, кто все время ходит на работу по одному маршруту, никогда не узнает, что происходит на других улицах. А ­вполне может быть, что там – красиво, там можно встретить новых людей, заглянуть в магазины, кафе, музеи.
– Да, наша «привычность» зачастую действительно серая и блеклая, неспособная вызвать эмоций, – продолжает эксперт. – На мой взгляд, именно поэтому так популярен посыл о том, что надо выходить из зоны привычного, пробовать что-то новое. Но, к сожалению, установки действительно поменять очень сложно, тем более самостоятельно. Хотя и тут нет ничего невозможного. На эту цель работают аффирмации. Это, по сути, новые установки – к примеру, всем известное «Я самая обаятельная и привлекательная…». Совсем уничтожить установки нельзя, зато можно их заменить.
По этому принципу работают многочисленные коучи по женскому счастью – «новинка» последних лет. Предлагают «дурные» установки, мешающие вый­ти замуж и свить уютное гнездо, заменить на новые. Гулимова признается, отношение к таким учителям у нее двойственное. С одной стороны – так и хочется сказать: «А покажи-ка мне свое семейное счастье». А с другой…
– Понимаю, что человеку, который учит, как получить желаемое, совершенно необязательно им обладать, – признается Анна. – Точно так же врачу незачем переносить все хвори, от которых он лечит. С женскими коучами та же история – есть примеры таких «учительниц», которые сами не замужем и без детей, но со своей задачей справляются: на удивление, клиентки с их курсом идут прямо под венец.
Популярность идеи «выхода» очень проста – она как сильный толчок в спину для тех, кто всегда хотел что-то изменить, но очень ленился. С этим, кажется, разобрались. Но пока не совсем понятно, почему многие поколения жили по накатанной и не жаловались, а тут вдруг решили меняться.
– Секрет прост, – считает Анна. – Все дело в обилии доступной информации. До появления интернета возможность узнать «а как у них», сравнить свой образ жизни с чьим-то еще появлялась примерно раз в год – на дне рождения у бабушки. Впрочем, и оттуда можно уехать в полной уверенности, что «у нас лучше». А сейчас социальные сети показывают калейдоскоп картинок: то яхта, то море, то уколы ботокса. «А у меня-то этого нет!» – люди начинают переживать. Современные психологи уже говорят о том, что гламурные фотки из Instagram формируют у молодого поколению стойкую неудовлетворенность собой, создают совершенно нереалистичное ожидание идеальной счастливой жизни. А ведь за красивыми картинками в соцсетях часто не стоит ничего. Их выкладывают такие же люди, со своими бедами и серыми буднями. Впрочем, стали появляться странички, которые показывают жизнь такой, какая она есть: с некрасивыми кадрами, разбитыми чашками, заплаканными лицами...
Принято думать, что советский человек не хотел ничего особенного, из ряда вон выходящего и даже побаивался слишком сильно выделяться из толпы. А вот новое поколение, считают специалисты, совсем иное. Маятник качнулся в противоположную сторону: люди хотят всего и сразу.
– Понятные и простые примеры родителей и бабушек с дедушками: выучиться, найти стабильную работу, родить двоих детей – сделались непопулярными, – говорит Гулимова. – Двадцать с хвостиком лет назад детей начали воспитывать в новой традиции. «Не смотри на других... Ты можешь добиться чего угодно». Цели и мечты поколения, выросшего на таких установках, меняются настолько быстро, что оно постоянно находится в некоем поиске, сегодня мечтая стать крутым суши-поваром, а завтра – танцором. Это становится настоящей бедой, настолько широкий выбор – это противоположная крайность. Бывает полезно решительно поменять привычный образ жизни, но от вечных метаний туда-сюда пользы точно не будет.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий