Общество

09:00, 24 апреля 2015

Старые вагоны – как ветераны…

Старые вагоны –  как ветераны…
 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Все фото на сайте tnews.tula.net

На этой неделе на Московском вокзале Тулы проходила настоящая спецоперация. Для ее проведения пришлось даже опустить часть проводов и обесточить контактную линию, а электрички пустить по другим путям. Это было сделано для удобства и безопасности работы огромного германского крана грузоподъемностью 250 тонн. «Немец» аккуратно поднимал и переносил на железнодорожные пути – на вечную стоянку – бронепоезд и его базу, состоящую из нескольких старых вагонов.


Все это – часть большого мемориального комплекса, который активно сооружают в оружейной столице в честь 70-летия Победы. Работники стальных магистралей решили увековечить память о бронепоезде «Тульский рабочий», носивший номер 13. Он был построен в областном центре в 1941 году. Вот что рассказывал об этом бывший начальник Тульского паровозного отделения М. Д. Самойлов:
 «В начале октября 1941-го меня вызвал заведующий про­мыш­лен­но-транспортным отделом обкома партии Желобанов. Сказал, что есть мнение обкома построить на тульском узле бронепоезд.
– Как вы считаете, есть такая возможность? – спросил он.
Я ответил утвердительно. Тогда Желобанов сказал: вот вам три дня сроку. Обдумайте все, рассчитайте и доложите обкому свои соображения.
Мы посоветовались с начальником депо Силаевым. Инженер Дунок составил эскиз бронепоезда, расчеты. В назначенное время все это я представил в обком Желобанову. Последний куда-то ушел с материалами. Вскоре вернулся и позвал меня к секретарю обкома Жаворонкову.
Василий Гаврилович объяснил важность задачи, пообещал оказать железнодорожникам всемерную помощь в строительстве бронепоезда. А мы особой помощи и не требовали. Только вот как строить бронепоезд без чертежей?!
На следующий день я связался через управление дороги с бронетанковым управлением РККА. Оттуда пообещали выслать чертежи незамедлительно. Но ждать нам было некогда. Поэтому решили послать в Москву инженера Горбача. Он и доставил чертежи в Тулу».
Так получилось, что паровозы серии «О-в» для бронепоезда не подходили. Тогда нашим землякам пришлось запросить управление дороги о доставке в город паровоза серии «О-к» с усиленными осями. Его получили через три дня. На нем пришлось заменить все рессоры, а слесари депо Скуратово занялись подготовкой бронирования крепости на колесах.
«Жаворонков велел взять металл на оружейном заводе. Металл был испробован на пробиваемость, затем доставлен в депо. Пришлось переключить на установку брони всех, кто был в нашем распоряжении, – вспоминал Самойлов.
28 октября бронепоезд был готов. На нем установили одну пушку и несколько пулеметов. Положение под Тулой резко осложнилось. Мы получили приказ отправить все паровозы в сторону Узловой. Туда же двинулся и бронепоезд, который вели машинисты Ермаков и Шехов».
…Когда туляки решили соорудить памятник, все стали думать: а где же искать технику?
– Старые вагоны – они же как ветераны: их с каждым годом становится все меньше и меньше, – рассказывает заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко. – Мы в их поисках обследовали подъездные пути всех промышленных предприятий и воинские части в Тульской, Рязанской и Калужской областях. В конце концов смогли найти необходимый подвижной состав. А по поводу паровоза нам потребовалось выходить  на вице-президента ОАО «РЖД» Алексея Воротилкина, который и помог нам перегнать его сюда из Московской области.  
Ни один бронепоезд не может быть без базы, состоявшей в вой­ну от 20 до 100 вагонов. В них перевозили вооружение, продовольствие, уголь, там же проживали  бойцы.
– Для наглядности мы представим вагон-штаб (его обнаружили в Туле на промпредприятии на Лихвинке и отреставрировали), вагон-пекарню с оборудованием для выпечки хлеба в пути и вагон-клуб, в котором для красноармейцев проводили партийно-политические и воспитательные беседы, – продолжает Александр Федорович. – Его мы планируем использовать для трансляции фильмов об обороне города.
Над воссозданием облика бронепоезда и базы трудились железнодорожники Новомосковска, Тулы, Узловой. А макеты орудий и пулеметов изготовили на Туламашзаводе и ТОЗе. И вот теперь туляки и гости смогут увидеть величественную технику, сфотографироваться на ее фоне и заглянуть внутрь. А скоро на Московском вокзале установят семиметровый монумент с фигурами бойца 50-й армии и танкиста.
– Над его созданием работает скульптор Салават Щербаков, который, кстати, делал памятник и тулякам – участникам Первой мировой войны. Деньги на строительство мемориального комплекса выделяла и семья губернатора, и железнодорожники,  и промышленные предприятия, и коммерческие структуры Тулы, – подытожил Александр Потапенко.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему